У нас во все времена была хорошая архитектурная школа, но такое понятие, как дизайн интерьера, еще лет тринадцать тому назад официально отсутствовало. У нас когда-то не было журналов, посвященных искусству создания интерьеров, возможности выезжать из страны и учиться на западных примерах. Тем не менее, уже в первые годы существования открытого Всеукраинского конкурса «ИНТЕР’YEAR» (а в этом году мероприятию исполнилось почтенных пять лет) стало ясно, что оригинальный, яркий дизайн жилых помещений и «внутренностей» общественных зданий в Украине встречается. Куда, к слову, более оригинальный и яркий, нежели дизайн так называемой большой архитектуры, с которым, как считают эксперты, в стране не сложилось до сих пор. Такое мнение озвучила главный редактор журнала «Архитектура и престиж», директор Всеукраинского благотворительного фонда «Интерьер: третье тысячелетие» Елена Олейник, основавшая вместе с корпорацией «DIO» и торговым домом «Кармен» вышеупомянутый конкурс. Цель этого архитектурного соревнования — пропаганда искусства создания интерьера, поддержка новых талантливых авторов, повышение в общественном сознании престижа профессии архитектора. Всех победителей и обладателя Гран- при, которых определяло международное жюри, ждала поездка в лондонский технологический центр McLaren и общий призовой фонд в 75 тысяч гривен.
С Гран-при в этом году, правда, не сложилось: судьи единогласно решили его не присуждать. Средний уровень конкурсных проектов, говорит Е. Олейник, — заметно возрос, однако блистательную работу среди представленных интерьеров (150 конкурсных работ из 12 областей Украины в следующих номинациях: жилые помещения, интерьеры общественных и административных зданий, а также торговых помещений и предприятий общественного питания) «обнаружить» так и не смогли. Если судить о стилевых направлениях, то эксперты отметили постепенный отход от минимализма и — чему искренне порадовались — тенденции «решать» маленькие по площади квартиры: все-таки, именно в том, чтобы с помощью «подручных средств» визуально расширять небольшие объемы — основа основ профессионализма. Хотя... «Странно и грустно, что мало в создаваемых интерьерах этнографии и традиции. Речь, конечно же, не о тотальной «шароварщине», а об использовании традиционных элементов как узнаваемых символов, которые, к примеру, прекрасно могут сочетаться с определенными постмодернистскими идеями. То ли многие архитекторы плохо информированы о богатстве собственной культуры (в отличие, допустим, от некоторых дизайнеров одежды, которые уделяют внимание украинской этнике. — Авт. ), то ли пока не умеют это формализировать...» На фоне тенденций ко всеобщей универсализации и некоего обезличивания — один и тот же интерьер может быть уместен как в Париже или Лондоне, так и в Киеве — национальный колорит всегда будет в несомненном выигрыше, говорит эксперт.
С отечественными архитекторами и фирмами-поставщиками аксессуаров для дизайна все более- менее ясно: диагноз — «скорее жив, чем мертв»; слегка, правда, отстаем от той же Москвы, куда информация о свежих тенденциях, новых материалах и т. д. по понятным причинам доходит быстрее. Зато, считают специалисты, украинский стиль более спокойный и ближе к европейскому: у северных соседей нередко предпочитают легкую крикливость или даже «имперскость». Есть, правда, и прямо противоположные мнения: как считает, архитектор Вадим Заплатников, в Москве пережевывают те идеи, которые родились на Западе, у нас — то, что пережевали в Москве... А что отечественный потребитель? Говорят, стал наконец-то чаще ориентироваться на формулу: «каждым делом должен заниматься профессионал». Потому, в первую очередь, что повысил уровень своего благосостояния, а также поездил по миру, почитал, интересуется соответствующими выставками, коих, благо, не так мало проводится в последнее время. Как бы банально это ни звучало, но лучший интерьер — это, все-таки, когда заказчик высказывает свои мысли и пожелания, а после — не мешает, пользуясь правилом «кто платит деньги...», архитектору их воплощать. Кстати, о деньгах: демонстрировать богатство посредством интерьера — уже давно не в моде. Эклектика эклектике, как известно, — рознь...