Сегодня ветряную мельницу можно увидеть разве что в каком-нибудь музее под открытым небом. Или — полуразрушенную — в каком-нибудь из отдаленных сел, куда и по сей день не добралась цивилизация или загребущая рука мародера, позарившегося на старые доски.
А мы увидели ветряную мельницу... во дворе, причем за несколько десятков метров от оживленной львовской трассы — в селе Скобелка поблизости от Горохова. Высоченная металлическая конструкция с тремя крыльями стоит на огороде около хлева. — Хотел, чтобы она мне зерно молола, — так банально просто (не был бы это украинский хозяин!) объяснил причину появления этого чуда на своем подворье Александр Фадеевич Гладун. — Я подумал: почему только голландец такой хитрый?! Читал, что там сорок процентов электроэнергии производится с помощью ветряных мельниц. А в Украине что — ветра не хватает?!
Персональную ветряную мельницу он задумал очень давно, но делать не стал, потому что «придирались бы». Зато только вернувшись из армии, еще в 1962-м году, из старых деталей, собранных на свалках, вместе с отцом построил трактор. Внешне, может, и неуклюжий, непрезентабельный (как для сегодняшнего дня), но трактор до сих пор — уже 28 лет! — в работе. Одна беда: работает он на бензине, и вспахать, например, огород выходит дороговато. Однако обработать поле, навоз разбросать, соломы привезти — с этим Фадеевич проблем не имеет.
Всю жизнь вынашивал он свою заветную мечту, и осуществил ее только пять лет назад, уже в 55 — поставил во дворе ветряную мельницу. Основную несущую конструкцию подняли краном, а крылья вытянул на верхотуру сам. Но из- за колхозных работ (он электрик-аккумуляторщик) затянул время, и к зиме завершить «игрушку» не удалось. И так уже пять лет. Один или два раза ветряную мельницу запускал, чтобы знать, как регулировать. Крылья крутились так, что видно их не было, а изба словно шевелилась...
— Центробежная сила слишком большая, — неохотно объясняет Фадеевич, сразу оценив мою «техническую некомпетентность». — Думал, если крыло оторвется и в избу влетит — все разобьет!
Кроме трех существующих, нужно к ветряной мельнице добавить еще три крыла. И те, которые есть, нужно «выворачивать». Но сам Фадеевич на верхотуру уже опасается лезть, а старший сын (он, как хвастается отец, в Хмельницке служит капитаном) сделал не так, как ему хотелось бы. Поэтому все надежды возлагает теперь Гладун на сына младшего, который вскоре вернется из армии. Когда Витька в армию собирался, то у него свой «ветряк» в голове крутился — вечеринки, девчата... А теперь в письмах все об отцовом ветряке спрашивает...
Помимо этой романтическо-практической игрушки во дворе, имеется у Гладуна в хозяйстве изготовленная собственноручно свеклосеялка — пусть примитивная, но уже руками не сеет, в хлеву — жернова на электромоторе. Отперши огромный замок на дверях, набирает в ковшик зерна, затем, снова закрыв замок (признак времени!), ведет нас в соседнее помещение и включает жернова: вот их и должна «крутить» ветряная мельница, если бы до ума довести.
Фотографировать ветряную мельницу позволил, хотя сделать это было непросто, поскольку двор окружен густым в эту пору садом. А вот сам сфотографироваться ни за что не захотел.
— Вы на том заработаете, а мне что от этого? — то ли пошутил, то ли выдал с мужицкой простотой. Ибо, получив с опозданием в несколько месяцев пенсию, не знает сегодня, куда эту копейку ткнуть. Скобелка — село газифицированное, с водопроводом в каждой избе, но эти коммунальные удобства стоят недешево. Из-за того и грызет Гладуна давнее...
— Поставил один ветряная мельница на село — в каждую бы хату воду качал и электроэнергию давал!
Когда-то, еще в советские времена, в одном из волынских полесских районов случилась интересная история. Ожидая приезда на жатву представителя райкома партии, парторг все поучал механизатора, которого должны были наградить грамотой, что нужно не забыть в ответ поблагодарить партию и правительство... Утомленный трудом крестьянин в самый ответственный момент и «поблагодарил»: «Спасибо партии и правительству за этот Божий дар!». А вспомнила об этом вот почему. Со скобелковским Кулибиным мы встретились в пятницу. А в понедельник рано утром услышала по украинскому радио, что Президент и правительство поддержали ученых и промышленников, первые из которых доказали эффективность ветряной энергии (уже не говоря об экологическом эффекте), а вторые запустили в производство... ветряные мельницы, которые будут производить электроэнергию, как говорят, из ничего, из воздуха. Этими ветряными мельницами заинтересовались даже в США, потому что и для такой богатой страны электроэнергия дорого обходится.
Хорошо, что и в Украине смогли оценить «Божий дар» — ветер, который давно оценил простой хозяин из села.