Колонное величие фасада, украшенного черепами быков, действует магически. Тяжелые двери дворца открылись неожиданно легко. Зазвучала симфония. Все комнаты первого этажа были пусты. Нигде — ни души. Кроме коллеги фотографа... Последний внезапно исчез...
КОЛДУН ИЗ ВОРОНОВИЦЫ
Новый господин был требовательный и странный. Днями пропадал за селом на даче в урочище Дубина и летал на воздушном змее. Подняться в небо ему помогала тройка коней. К ним он питал особые чувства. Построил конюшню и требовал от дворовых тщательного ухода за рысаками. Как-то раз, вырываясь из упряжи, кони разорвали крестьянина. Господина стали бояться еще больше. Для него на охоту прислуга брала запасной китель. Если хоть капля крови убитого зверя попадала на одежду, господин сразу же переодевался. Одним словом Александр Можайский, капитан флота, брацлавский мировой судья и изобретатель первого в мире самолета был настоящим дворянином с офицерской выправкой. Благородный Можайский не вмешивался в картежную жизнь брата Николая и когда тот, по одной из версий, выиграл в карты усадьбу Грохольских в Вороновице, что на Винниччине, приехал туда мастерить самолет.
Это было в 1869 году. Опыты продолжались семь лет. За это время Можайский изучил полеты птиц, смастерил первый летательный аппарат, оснастил его двигателем и разделил конструкцию на пять основных частей, из которых, кстати, и состоят современные самолеты. Можайский изложил свое открытие в чертежах и научился ходить с палочкой. Ставя опыты с летательными аппаратами он часто падал, поэтому и хромал. Подлечился, и поехал в Санкт-Петербург просить у царского правительства денег на строительство настоящего самолета. Тогда Александр Можайский уже знал, как его сделать. Он был абсолютно увлечен своим самолетом. И в то же время был абсолютно равнодушен к молодой красавице, доставшейся в дополнение к имению.
СВАДЬБА С ЧУЖОЙ
Можайский прибыл в Вороновицу строить самолет. Он любил и требовал порядок, но Евдокию, любовницу предыдущего владельца дворца, не выгнал. Евдокия Гарник, 16-летняя красавица из соседнего села Степановка, пришла в Вороновицу наняться у графа Людгарда Грохольского, но тогда несовершеннолетних на работу не брали. Однако неженатый Людгард не смог так просто отпустить Евдокию, а жениться на украинской крестьянке поляку не позволял графский титул. Тогда он подарил часть поля и коней местному крестьянину Дубчаку, чтобы тот женился на Евдокие. После венчания Грохольский подъехал со своим управителем к церкви и из-под венца забрал Евдокию, уже Дубчак, во дворец, в котором красавица никогда не была. Для нее любовник построил домик за своей резиденцией. Там она и жила с сыновьями. По одним рассказам внебрачных Грохольских было трое, по другим — один. Граф отписал молодой фаворитке часть земель и оплатил обучение детей. Понятно, что они носили фамилию Дубчак. Дубчаки в Вороновице живут и сейчас, говорят, что у них есть что-то, что выделяет их среди других. Дубчаков в селе всегда уважали, а должности которые они занимали (завклуб, директор дома престарелых) относят их к благородной касте местной интеллигенции. Кроме того односельчане заметили удивительное сходство Дубчаков с потомками Грохольских, недавно приезжавших в Вороновицу — все высокие и красивые. Однако современные Грохольские Дубчаков родственниками не признали и к вышеизложенной любовной истории отнеслись скептически...
Но вернемся в 1884 год... Чем завершилась встреча изобретателя Можайского с царским правительством?
В ВАРШАВУ ПОД ЗЕМЛЕЙ?
На самолет с двигателем Можайский просил 90, а далее только 5 тысяч царских карбованцев. Изобретатель долго не думал, как быть. Продал имение в Вологде, и мечту свою воплотил в жизнь. Самолет поднялся в небо и... вскоре упал. Александр Можайский понял свою ошибку — слишком тяжелый мотор, но строить новую машину уже не было ни здоровья, ни денег. Вскоре изобретатель умер. В последний путь его провожали лишь два человека — его сыновья. Брат изобретателя Никола, который уступил ему для работы свою Вороновицкую резиденцию, похоронен в соседнем селе. По рассказам, где-то на территории школьного стадиона, который построили рядом со старым кладбищем. Еще одна упоминавшаяся персона, граф Грохольский, был арестован по подозрению в участии в польских восстаниях против московской империи. Когда открыли подземный ход из его дворца в местный костел, то нашли бочки с оружием и мундиры польского войска. Хотя документально это не зафиксировано, как и никогда не было схемы подземных дорог. Тогда такие карты отступа держали в голове. Поэтому в головах вороновицких крестьян до сих пор есть легенды о подземном ходе из подольского села до...Варшавы и затопленный сундук. Будто в нем лежат тайные документы. А почему, например, не бриллианты? Это знает таинственный покойник, который при жизни будто видел, как Грохольский в ночь побега топил этот таинственный сундук в местном пруду. Любовница Евдокия несколько раз навещала своего графа в тюрьме, пока он не эмигрировал за границу. Евдокия же дожила на территории имения отведенное ей время и была похоронена на сельском кладбище, но никто не может точно сказать где. Сам дворец был ограблен большевистскими революционерами, дворовых распустили, а флигель в котором работал Александр Можайский, сожгли вместе с чертежами и моделями самолетов. Но дух изобретателя истреблению не подвластен.
САМОЛЕТ НЕ УДАЛСЯ
Современная Вороновица, что на Винниччине, в первую очередь ассоциируется с музеем истории авиации и космонавтики Украины в вышеупомянутом дворце. Его интерьеры использовали во время киносъемок. В частности для фильма «Кров людська — не водиця». Теперь сюда приезжают школьники, солдаты из авиационных частей и потомки — как Грохольского, так и Можайского. Последних Виктор Демьяненко, директор музея, который занимается еще и поисковой деятельностью, нашел во Франции.
— Им понравилось, что имя их прадеда Александра Можайского уважают, но помочь материально содержать музей и здание потомки изобретателя не в состоянии, — рассказывает Виктор Демьяненко, — а поляков со стороны Грохольского меньше интересует музей. У них интерес ко дворцу, но это государственный памятник архитектуры. Давать же деньги государству — сомнительная сделка для иностранца.
Деньги нужны для реставрации. Хорошо, что дирекция музея недавно провела в нем отопление. Сейчас музейное руководство просит сельский совет убрать базар из парка, принадлежащего дворцу. Но безрезультатно. Даже не действуют предписания из области. Если вернуться к мистике, то возможности Александра Можайского ограничиваются тягой к небу. В Вороновице нашелся чудак, который также пытался смастерить самолет, но так и не сделал этого, несколько лет тому покинул село. Кроме того шесть вороновицких парней стали авиаторами. «Сядьте в кресло-катапульт, попробуйте, какими вы будете летчиками», — хитро говорит экскурсовод школьникам, которые после лекции по истории самолетостроения разбежались осматривать модели самолетов, одежду и тюбиковую еду космонавтов. Среди них нахожу и коллегу фотографа, который исчез за тяжелыми дверями дворца в поисках его тайн.