Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пиво на улице

О соблазнах и новых опасностях
5 июня, 2006 - 20:06
ЛЮБОВЬ К ПИВУ ВСЕ ВРЕМЯ АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ РЕКЛАМОЙ И РАЗНООБРАЗНЫМИ ПИАР-АКЦИЯМИ, ВО ВРЕМЯ КОТОРЫХ НУЖНО КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ ПОТРЕБИТЬ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПИВА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ СЕГОДНЯ ПОСИДЕЛКИ БЕЗ ПИВА ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Их становится все больше — пришло лето. У них в руках бутылки, а в бутылках — темное или светлое, с пеной или без, но обязательно с характерным запахом... пиво. Ну и слава Богу, что не водка, скажет подавляющее большинство читателей. Хотя общеизвестно, что пивной алкоголизм ничуть не краше обыкновенного, а даже наоборот — коварнее. Да и вообще, если отвлечься от алкоголизма и прочих пивных неприятностей, как то: отвисающий живот или все тот же неистребляемый «орбитами» и прочими «зажевывательными» средствами запах, интересует ответ на вопрос: откуда взялась в Украине пивомания? Почему наша молодежь носится именно с пивом, а не с соками или с не хуже пива разрекламированной «Кока-колой»? Можно ли говорить о сформировавшейся пивной субкультуре и, вообще, о культуре потребления этого напитка? И, главное, как определить, на какой по счету бутылке заканчивается приятное времяпрепровождение и начинается алкоголизм?

КОВАРНЕЕ ОБЫЧНОГО...

Пиво в общественном мнении — почти не алкоголь. Потребность выпить пива не вызывает такую тревогу у человека, как потребность в водке. Есть даже специальный термин — пивной алкоголизм, который развивается более вкрадчиво чем водочный. Но уж когда развивается, то это очень тяжелый алкоголизм.

«Определение «пивной алкоголизм» в медицине несколько искусственное. Это такой же алкоголизм, просто на ранних стадиях. Обычно человек с пивным алкоголизмом медленно, но верно переходит на более крепкие напитки, так как они дешевле, — считает Алексей БАРАНЕНКО, младший научный сотрудник отдела профилактики и лечения алкоголизма Института наркологии АМН Украины . — Алкоголизм у каждого развивается индивидуально, но, в среднем, началом зависимости можно считать употребление бутылки и более пива чаще двух — трех раз в неделю. Процесс этот медленный, может занимать — разумеется, индивидуально — от двух до пяти лет. Однако, в связи со снижением умственных способностей человек, скорее всего, не осознает изменений, которые с ним происходят».

В то же время окружающим трезвенникам весьма трудно не заметить влияние алкоголя. У постоянно пьющего появляется «пивной живот», отекает лицо, шелушится кожа. Регулярное потребление пива стимулирует выделение женских половых гормонов, то есть у мужчин расширяется таз и увеличивается грудь, а у женщин в связи с увеличением уровня гормонов повышается вероятность рака. То самое пиво, которое в совсем небольших количествах может улучшать аппетит и обмен веществ, при регулярном распитии быстрее и тяжелее водки поражает клетки головного мозга, приводит к расстройствам работы сердца, гепатитам и, как и любой алкоголь, к циррозу печени. Несмотря на то что этот напиток очень калориен, набор веществ в нем не сбалансирован. Врачи утверждают, что пиво также вымывает из организма витамин В и другие полезные вещества. То же касается и безалкогольного пива: процедура очистки его от спирта такова, что потребителю остаются тяжелые спирты — сивушные масла. Токсикологическое действие безалкогольного пива хоть и выражено в меньшей мере, но все равно сохраняется.

«Люди приходят к нам в двух случаях: когда уже плохо физически или когда сильно настаивают родные, — рассказывает А. Бараненко. — Но стопроцентного метода излечения пивной или какой-либо другой алкогольной зависимости нет. Важно, в первую очередь, устранить прямые физиологические последствия алкоголизма, а также заставить хоть какое-то время не пить».

Врачи однозначно утверждают, что бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Пивной алкоголизм — это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Как бы там ни было, пока не существует, да и вряд ли появится препарат, который однозначно вызывал бы отвращение к алкоголю. Ведь, кроме устранения биологических последствий, важно, чтобы человек осознал, что болен и что должен лечиться, но этой стороной вопроса занимаются почему-то не медики или наркологи, а психологи и психиатры.

РЕКЛАМНОЕ НАШЕСТВИЕ

Теперь немного о причинах повального увлечения молодежи пивом. Говорим мы, в основном, о молодежи, поскольку молодые юноши и девушки с пивом на улице встречаются гораздо чаще простых взрослых солидных людей, не говоря уже о пенсионерах. Что же касается повальности увлечения, то за доказательствами далеко ходить не надо — достаточно просто выйти на улицу. Более того, предложения «давай встретимся вечером» или «давай куда-нибудь вместе сходим» в молодежной среде уже давно и основательно заменены выражением «идем на пиво». Причем вовсе не обязательно, что речь идет именно о питие пива — под этой фразой может скрываться поход в кино или безмятежная прогулка (с пустыми руками!) по ближайшему парку.

Итак, о причинах. Они, собственно, понятны: пиво — чудесно освежающий, вкусный (хотя, конечно, кому как), относительно дешевый и расслабляющий напиток. Именно благодаря всем этим свойствам пиво принялись активно изготавливать и... рекламировать. Реклама играет стратегическую роль в пропаганде пивопития и потребления алкогольных напитков вообще. Стоит ли говорить, что она повсеместна и популярна? Несмотря на достаточно правильный законодательный подход, рекламу алкоголя можно без труда найти в любое время суток на телевидении и уж тем более на бигбордах. К сожалению, рекламисты не могут точно назвать количество плакатов, указателей, стендов или каких-либо других рекламных материалов, доступных гражданам Украины.

«В последние годы количество рекламы алкогольных напитков выросло в несколько раз. В Киеве ее просто засилье, это, главным образом, как раз щиты больших размеров, особенно в местах отдыха, парках, во всем центре, исторической части города, — рассказывает Татьяна ГРАФОВА, заместитель директора Союза рекламистов Украины . — Мало кто следует букве закона о рекламе, потому реклама алкогольных напитков есть и возле школ, и возле университетов, вдоль дорог. Все это производит на людей тяжелое впечатление, особенно на молодежь и подростков. Хуже всего то, что эта реклама агрессивная и в то же время качественная — она, в самом деле, может влиять на сознание молодежи. Более разумно было бы размещать ее в специализированных магазинах, местах продажи, потому что на нынешнем этапе внешней алкогольной рекламы слишком много».

Исследования Всемирной организации здравоохранения показали, что запрет рекламы алкогольных напитков может уменьшить потребление на 5 – 8%, что, в свою очередь, приведет к уменьшению количества несчастных случаев, преступлений, самоубийств. Но в Украине размах алкогольной и, в частности, пивной рекламы таков, что ее стоило бы ограничить до уровня рекламы оружия и запрещенных медпрепаратов.

НЕЧЕМ ЗАНЯТЬ РУКИ И МОЗГИ

Реклама пива, как и любая другая реклама, основывается на базовых человеческих потребностях. «Пивные» рекламисты взяли курс на окучивание, в первую очередь, молодежи — именно молодые лица мелькают на экранах вперемешку с бутылками; находят настоящих друзей, большую любовь; весело, ярко, полноценно проводят время в компании. Как отмечают эксперты, в последние годы среди пьющих пиво стало гораздо больше женщин и еще больше подростков, студентов. «Продается уже не пиво, продается стиль жизни, — рассказывает кандидат психологических наук Ирина ГОЛОВНЕВА , — красивой, легкой жизни. Именно с элементом легкости, раскованности ассоциируется пиво. Для взрослых людей это не так важно, как для молодежи. В то же время реклама не напоминает, а общество забывает, что пиво — тоже алкогольный напиток, что от него развивается зависимость, что оно может быть опасным. Наоборот, пиву создается безопасный имидж. Вот сейчас выглянула из окна и увидела группу подростков с пивом. Они уверены, что пить пиво на улице — это стильно».

Пиво прижилось именно как «компанейский» напиток. Многим молодым людям не нравится пиво, но они начинают пить его, чтобы приобщиться к компании, из-за «стадного инстинкта». Действительно, очень важную роль играет видимая занятость. Не зря вместо приглашения на свидание или просто поболтать используется формулировка «попить пива». «Молодым людям часто нечем заняться, — говорит И. Головнева, — имеется в виду именно не учеба или работа, а хобби, развлечение. А свято место, как известно, пусто не бывает. Вот его и заняло пиво. Тем более, что оно намного дешевле, чем билет в кино или абонемент в спортзал. Бутылку пива может себе позволить каждый. Если мы хотим отучить молодежь пить пиво, мы должны что-то дать им взамен. Потихоньку нужно формировать новую идеологию — идеологию успешности, идеологию здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в нашей стране не в моде. Согласно результатам социологических исследований, люди воспринимают здоровье как нечто данное или неданное от природы, не хотят нести ответственность за свое здоровье. Потому не видят потребности заменить пиво, скажем, более дорогими соками-фреш».

НЕМНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

«Пиво — это бренд, некий значок, как оранжевая ленточка, — говорит философ Владимир ШКОДА . — Мы, профессора, доценты, тоже после заседания кафедры можем выпить пива в открытом кафе. Оно развязывает язык, но не опьяняет, по крайней мере быстро. Да, мне немного неприятно смотреть на пьющую пиво молодежь, особенно, например, на эскалаторе в метро. Но это не значит, что можно говорит о том, что пить пиво на улице — это не культурно, и бороться против этого явления. Нет, это — уже часть культуры».

Причем часть культуры всеобщей. Пиво нельзя отнести к массовой культуре, поскольку с не меньшим удовольствием, чем толпа на бесплатном концерте отечественных поп-звезд, его пьют профессора философского факультета и вообще все возможные «элиты». Еще сложнее зажать его в рамки определенной субкультуры. Собственно, вся информация, которую несет в себе бутылка пива, — это стремление к свободе и раскрепощенности. Соответственно, все, отмеченные этим «символом», сознательно или подсознательно жаждут добавить в свое существование именно эти компоненты. С этой точки зрения весьма уместно сравнение Владимира Шкоды бутылки пива с оранжевой ленточкой...

***

Бурное развитие пивоваренного рынка несомненно выгодно потребителю — сегодня нам есть из чего выбрать, мы в центре внимания производителей, за нас борются. Но эта борьба за потребителя, которой подчас так не хватает в других сферах жизни, имеет и негативные стороны. Перед тем, как что-то делать, нужно сначала научиться этому — в данном случае, пить пиво. Ведь существует медицинский аспект — «замалчиваемый» пивной алкоголизм, в существование которого сегодня верят только специалисты. Не менее важен аспект культурный — культура потребления пива на сегодняшний день в стране еще не сформировалась, люди даже затрудняются ответить на вопрос — культурно ли пить пиво на улице? И вообще, сколько пива можно выпить в городе, где практически нет общественных туалетов? Может, мы еще просто чисто технически не готовы к «пивной экспансии»? Как решать существующие проблемы — разъяснительными мерами или запретительными? Ответить на все эти вопросы мы предлагаем нашим читателям, экспертам, городским властям, ждем ваших писем по адресу [email protected].

КОММЕНТАРИИ

ФОМА, лидер группы «Мандры»:

— Трудно сказать, сформировалась ли уже в Украине культура пития пива — это довольно длительный процесс, формирование культуры. Я думаю, что все зависит от уровня воспитанности того, кто пьет. Не вижу ничего плохого или некультурного в том, чтобы пить пиво на улице, если это, конечно, не угрожает жизни и здоровью окружающих — то есть, если не бросаться стеклянными бутылками. Такое бывает, хотя не могу сказать, что я сталкивался с такими ситуациями довольно часто. Что же касается разнообразных пивных конкурсов в рамках фестивалей, то мне лично нравится, когда люди ведут себя раскованно, и такие фестивали мне тоже нравятся.

Александр ГОРДУЗ, телеведущий:

— Я сам пиво уважаю и с удовольствием пью. Это можно делать культурно. Пить пиво прилично даже в людных местах — если, конечно, не нарушать общественный порядок, не распугивать бабушек и детей. Просто, когда пьешь пиво, не нужно шуметь, сорить, необходимо просто спокойно наслаждаться напитком. Но, к сожалению, сказать, что культура пития пива в Украине сформировалась, нельзя. Сколько бывает ситуаций, когда, напившись дешевого алкоголя, люди тут же и разбивают бутылки друг другу о головы. Пиво должно быть светлое, легкое и не самое дешевое. Интеллигентные ребята пьют пиво красиво, но их пока что меньшинство.

Всеволод НЕСТАЙКО, писатель:

— Я сам бросил курить еще годах так в шестидесятых и уже давно ничего алкогольного не пью. Культуры пития пива принародно нет и быть не может. Пиво это или не пиво — а в Европе, в большинстве стран мира за распитие алкоголя на улице штрафуют. Вот и у нас нужно внедрить какую-то подобную систему. Самое страшное, когда пьет не только молодежь, но и более старшие люди. Сейчас родители не обращают на это особого внимания, не предостерегают, и поколение вырастает с таким стереотипом. Родители должны показывать пример: мол, я смолоду не пил — и достиг таких результатов.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, Ольга ПОКОТИЛО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ