Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«План приватизации будет перевыполнен раза в два»

6 мая, 2004 - 00:00


Фонд госимущества Украины — самый крупный продавец в нашей стране. Но еще полтора года тому назад его упрекали главным образом в том, что он не справляется с этой своей ведущей функцией. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: продажа государственного имущества идет успешно. При этом руководство Фонда не допускает даже тени сомнений относительно того, что эта тенденция будет сохраняться и дальше. «День» попытался выяснить у главы ФГИУ Михаила ЧЕЧЕТОВА, на чем основываются такие прогнозы.

— Ваш сегодняшний оптимизм опирается на то, что Фонд в пределах своей компетенции имеет возможность принимать самостоятельные решения, или же его источник заключается в том, что у вас есть возможность оперативно согласовывать свои действия с правительством и парламентским большинством?

— Каждое заседание правительства премьер начинает с того, что мы должны максимально координированно работать с парламентом. Без этого не может быть успешной работы правительства. Я, конечно, могу в пределах своей компетенции любой документ подготовить, любое решение принять. Но закон должен иметь перспективу поддержки в Верховной Раде, а нормативные документы Фонда должны пройти через правительство. При этом Фонд принимал и принимает очень серьезные решения. Лично я считаю, что рейтинг любого ведомства и, соответственно, его руководителя зависит именно от этого. В противном случае рейтинг очень заметно падает. Но недопустимо и работать в абсолютно автономном режиме, как бы в управленческом вакууме. Мы сейчас очень активно контактируем и с правительством, и с парламентом. Потому что мало занести в комитет или фракцию тот или иной законопроект — нужно его еще и разъяснить, вступить в дискуссию, учесть разумные деловые предложения. Без этого ничего не будет. Часто приходится обращаться к правительству, просить его способствовать ускоренному рассмотрению документов в комитетах и фракциях. Нужно сказать, что Кабинет Министров в этом нам всегда активно помогает. А еще нельзя не сказать о том, что в Фонде сейчас очень дееспособный, высокопрофессиональный менеджерский состав, и каждый руководитель, включая и среднее звено, способен принимать зрелые решения.

— И тем не менее 13 лет Фонд госимущества работает без закона о нем, хотя попытки принять его предпринимались не однажды. Это создает определенные неудобства или же вы к этому уже притерпелись? Сможет ли, по-вашему, нынешний вариант закона легко пройти в парламенте?

— Я уже как-то говорил, что программа приватизации и закон о Фонде позволяют нам создать устойчивую почву под ногами, увереннее и спокойнее осуществлять политику приватизации в фарватере общегосударственных интересов. Но, с другой стороны, мы понимаем, что это — вопрос политический. Ведь Фонд госимущества по размаху работы — это целых три министерства (минфин, минэкономики и минпромполитики вместе взятые). А закона о нем нет. Когда парламент в очередной раз его обсуждал и не принял, я шутя говорил депутатам: так вы же этим нас почти что уровняли с Кабмином — о нем нет закона и о нас тоже. Но, говоря серьезно, закон, конечно, очень нужен. К счастью, сегодня есть все шансы его принять. Он уже прошел контрольную комиссию по приватизации, его поддержал комитет по экономической политике, возглавляемый Станиславом Гуренко. Его поддержала фракция Соцпартии. За него будут голосовать также отдельные представители «Нашей Украины»... Если по программе приватизации решение будет приниматься исключительно в политической плоскости, то здесь часть депутатов от оппозиции будет учитывать экономическую целесообразность...

— А что в результате получит Фонд?

— Пока что все тем или иным образом пытаются повлиять на позицию и политику Фонда. Всем хочется им поуправлять. А мы бы хотели, чтобы все было четко зафиксировано: кому Фонд подотчетен, кому подконтролен. Чтобы потом не возникало таких ситуаций: правительство принимает решение по сугубо управленческим вопросам, скажем, по дополнительной эмиссии акций компании «Оранта», а контрольная комиссия парламента рекомендует нам его не выполнять... Когда будет закон, такие противоречия будут исключены.

— Какая формула подчиненности Фонда записана в законопроект?

— Сегодня основные рычаги влияния на Фонд передвигаются в сторону Верховной Рады. Правительство сознательно пошло на этот компромисс. С одной стороны, этим подчеркивается стремление найти общий язык с парламентом, а с другой — в этом проявилось видение политической реформы. Алгоритм подчиненности звучит следующим образом: Фонд госимущества подотчетен и подконтролен Верховной Раде и подчинен правительству.

— Есть уверенность, что такой подход удовлетворит Президента?

— Эта формула была одобрена и правительством, и Леонидом Даниловичем. Я думаю. что парламент тоже поддержит. Потому что теперь уровень влияния парламента на Фонд существенно вырастет.

— С какой целью и в каких обстоятельствах принимается Верховной Радой закон о программе приватизации и на что эта программа влияет?

— Программу приватизации готовит Фонд государственного имущества, исходя из экономической целесообразности процесса приватизации и видения экономической перспективы развития страны. Эта программа — одна из главных составляющих долгосрочной экономической стратегии государства. Но парламент, к сожалению, далеко не всегда при голосовании руководствуется экономической целесообразностью. Нередко решения принимаются на основе оценки политической ситуации в стране. Если бы этот год не проходил у нас под знаменем предстоящих президентских выборов, то трудностей при прохождении этой программы в парламенте было бы в несколько раз меньше. Поэтому закон о программе приватизации на 2004 — 2006 годы, который, вероятно, будет поставлен на голосование сразу же после праздников, пройдет в Верховной Раде не без политических дискуссий, решение по нему Верховная Рада будет принимать исключительно в политической плоскости. Никаких иллюзий в отношении того, что кто-то из четырех оппозиционных фракций его может поддержать, не должно быть. Поддержит его только большинство. Но кто-то из депутатов может оказаться в командировке, кто-то может заболеть. Поэтому цена каждого голоса будет, как говорится, на вес золота. И Фонду госимущества, и фракциям большинства, и правительству придется поработать над тем, чтобы мобилизовать весь ресурс большинства, чтобы получить 226 голосов.

— И все-таки, на что эта программа влияет?

— В Украине достаточно умных людей. Так вот те, кто создавал аналогичную программу на 2000 — 2002 годы, понимали, что принятие программы приватизации всегда сопряжено с большими политическими рисками, и предусмотрительно записали в переходных положениях соответствующего закона, что программа принимается на три года, но действует до тех пор, пока не будет принята новая. Так что сегодня мы работаем по старой программе. И ничто нам не препятствует успешно выполнять план поступлений в бюджет, хотя жизнь показала определенные ее изъяны, которые хотелось бы устранить в новой программе.

— Итак, судьбу программы будет решать исключительно большинство. Есть ли в его составе какие-либо группы или фракции, которых новая программа приватизации по каким- то параметрам не устраивает?

— В составе большинства нет ни одной фракции или группы, которые бы приняли жесткое решение не поддержать эту программу. Их, по моему мнению, и не будет. Мы плотно работаем со всеми парламентскими структурами, и у меня нет сомнения, что все фракции большинства проголосуют положительно. Но обеспечить участие в голосовании каждого депутата, как я уже говорил, весьма сложно. А резерв у большинства небольшой. Стоит нескольким депутатам отсутствовать, и могут возникнуть проблемы. А то, что какие-то фракции большинства могут проголосовать против или вообще не голосовать — это я абсолютно исключаю. Принципиальных возражений нет и у меньшинства. Но входящие в него партии настаивают на том, что принимать эту программу нужно исключительно после президентских выборов. Это, как вы понимаете, чистая политика.

— Приватизация способствует консолидации парламентского большинства?

— К этому вашему вопросу у меня есть пример. Как известно, за политреформу, когда нужно было набрать 300 голосов, проголосовало 294 народных депутатов. На другой день в полупустом зале, после всей той склоки и накала страстей закон о приватизации Укррудпрома набирает (вместо 226 необходимых) 276 голосов. Причем голосует и большинство, и оппозиция. А все дело в том, что когда речь идет о конкретном бизнесе, то люди объединяются. Если бы Владимир Литвин, исходя из тактических соображений, поставил на голосование сначала закон о Укррудпроме, а затем встык ему закон о политреформе, то после того, как бизнесмены в парламенте объединились и подали за экономический закон 276 голосов, они бы и за политреформу проголосовали дружнее. Это свидетельствует: то, чем мы занимаемся, лишь на первый взгляд разъединяет людей. На самом деле оно их объединяет.

— Вы с полной уверенностью говорите о том, что план приватизации будет выполнен...

— В прошлом году мы, как известно, план перевыполнили. На этот год в бюджет от нас должно поступить 2,1 миллиарда гривен. Уже сейчас практически есть миллиард. То есть мы почти выполнили досрочно план полугодия. Но при этом мы уверены в продаже еще одного крупного объекта и впервые пошли на беспрецедентный шаг: решили инициировать коррекции в бюджет — увеличить доход от приватизации на 600 миллионов гривен. Но в реальности бюджет может дополнительно получить еще больше — не менее миллиарда, а может быть даже три и еще больше. Завершен процесс подготовки к приватизации такого крупнейшего объекта, как металлургический комбинат «Криворожсталь». В мае начнем конкурс. А только лишь стартовая цена этого предприятия колеблется от 3 до 4 миллиардов гривен. И есть потенциальные покупатели. Интересуется и близкое, и дальнее зарубежье. В случае, если «Криворожсталь» будет продана и мы получим за нее большие деньги, тогда мы будем просить внести изменения в бюджет по факту. Сейчас же этого не делаем только потому, что все нюансы предусмотреть трудно, а в случае коррекции доходной части бюджета парламент тут же расписывает и расходную часть. И мы не хотели бы, чтобы в случае каких-то возможных осложнений с продажей этого объекта она провисла, осталась невыполненной... А план приватизации, я думаю, в этом году будет перевыполнен раза в два.

— Можно ли перенести эту вашу уверенность и на все объекты?

— Нет, конечно. В отношении стоимостных параметров я уверен. Но могут быть разные комбинации. Мы практически готовы к продаже «Укртелекома». По результатам презентации, проведенной в Ганновере где мне пришлось участвовать вместе с первым вице-премьером Николаем Азаровым, интерес и желание участвовать в конкурсе проявили Дойчетелеком, россияне и другие инвесторы. В конце мая — начале июня правительственная комиссия по продаже этого предприятия во главе с Азаровым проведет заседание и может определиться по срокам конкурса. Но не исключено, что продажа начнется в этом году, а деньги поступят в следующем. Есть нюансы и в отношении продажи «Укррудпрома». Президент уже подписал соответствующий закон, принятый Верховной Радой. Но этот закон Фонду еще нужно наложить на действующие нормативные документы и привести их в соответствие с законом. Как вы знаете, в этом законе впервые применена норма о том, что в конкурсе могут принимать участие только те, кто уже имеет 25 и более процентов акций в соответствующих предприятиях. Так что приватизация этого объекта также может немного затянуться: начаться в этом году, а финансовый результат определится в следующем. Хорошими темпами готовится к приватизации Одесский припортовой завод. В мае пройдет его корпоратизация, а во втором полугодии начнется конкурс. Так что деньги тоже могут поступить либо в конце этого года, либо в 2005-м. Все эти объекты как бы переходные. А еще есть «Укртатнафта», т.е. 43% акций Кременчугского НПЗ. Правда, поскольку правительство еще не отказывается от идеи создать национальную вертикально интегрированную нефтяную компанию, которая будет заниматься всеми процессами от добычи и переработки нефти до реализации нефтепродуктов, то по этому объекту деньги считать еще рановато.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ