Стабильная нестабильность — такой диагноз можно ставить не только погодным условиям, которые нам уже несколько лет предлагает природа, но и всей нашей жизни — экономической, политической, социальной. Обещания «стабильности» от партии власти можно забыть, ведь о какой стабильности можно говорить, если в стране нужно проводить реформы? Причем системные реформы, требующие ума от власти и понимания от людей (другое дело — их качество).
Поэтому адаптироваться, приспособиться — одно из основных требований общества к каждому человеку в частности. Специалисты считают: основной признак того, что человек «вписывается» в жизнь, — это его собственное осознание того, что нужно приспосабливаться. Конечно, легче всего это делают молодые, поскольку у них еще не сформировались стереотипы поведения, еще нет боязни неудачи, у них еще много энергии и сил. Институт социологии НАН Украины более 15 лет проводит исследования изменений, происходящих в украинском обществе, и мониторинг того, как чувствует себя личность в ситуации «стабилизации общественной нестабильности».
Согласно выводам, которые сделала научный сотрудник института, доктор социологических наук, профессор Елена Злобина, в настоящее время в Украине есть группа с высоким адаптивным потенциалом (это люди, которые готовы применять новые подходы в жизни, проявляют инициативу, ищут возможности самореализоваться); вторая группа — это те, кто пытается приспособиться, и третья группа людей — с низким адаптивным потенциалом (граждане, которые не хотят или не могут приспосабливаться к новым условиям).
— Вообще зависимость желания и умения приспосабливаться к изменениям от возраста респондентов носит постоянный характер. С возрастом процент тех, кто не желает приспосабливаться, постепенно растет. Однако причины этого явления связаны не только и не столько с тем, что с годами падает сама способность к адаптации. Характерно, что с уменьшением с годами доли тех, кто не желает приспосабливаться, количество представителей этой группы остается неизменным в самой молодой возрастной группе. Так, для молодежи 18—25 лет и в середине 1990-х, и через 15 лет решающей является успешность, а самооценка отражает опыт первичного самостоятельного вхождения в социально-экономические отношения, — убеждена Елена Злобина.
Утверждая, что в течение последних 10 лет в Украине уменьшилась доля тех, кто не хочет и кому трудно приспосабливаться, специалисты Института социологии оперируют таким данными: к началу 2000-х доля тех украинцев, которые жили в ожидании перемен к лучшему и не желали приспосабливаться к ситуации, составляла 45—47%. Приблизительно такое же количество украинцев — 43—44% — активно вливалось в новую жизнь, было в активном поиске (переквалифицировалось, меняло профессию и место работы, в том числе и страну). Остальные ответили, что не определились.
Прошло 10 лет, и если сравнить с нынешними данными, то количество приспособленных к жизни украинцев возросло на 10% (составляет 53%) и на столько же упало количество неприспособленных (34%). Можно предположить, что это пенсионеры, люди с ограниченными возможностями.
Вообще же социологи считают, что сейчас в Украине сформировалась довольно большая группа «с высоким адаптивным потенциалом». Если не идти далеко и посмотреть на сегодняшние события, то представителями людей с высоким адаптивным потенциалом можно назвать предпринимателей малого и среднего бизнеса. Это люди, создавшие свой Майдан, отстаивающие свое право заниматься бизнесом, жить за счет собственных усилий, не дожидаясь ничего от государства; это люди, которые во всех странах составляют средний класс. Радует то, что они демонстрируют последовательность в действиях, знают, чего хотят от власти, и диктуют свои условия.
Менее адаптированными, хотя их довольно много в Украине, являются граждане, которым за 50. Елена Злобина считает, что природа нежелания приспосабливаться к новым условиям у этих людей своя.
— История личной жизни людей старших возрастных групп тесно связана с историей общества, которого уже нет. И оценку современного положения вещей они формируют, оглядываясь на опыт прошлый. Если люди младшего возраста активно вовлекаются в новую жизнь, иногда даже вопреки собственным желаниям, старшие возрастные категории не хотят приспосабливаться не только в результате реального ухудшения своего материального положения, но и потому, что переживают обесценивание достигнутого в прошлом. В психологическом плане эту категорию можно условно разделить на тех, кто не смог раскрыть себя по разным причинам и теперь распространяет свое внутреннее недовольство собой на отношение к жизни в целом, и на тех, чья успешная самореализация в значительной мере затормозилась или прекратилась в результате общественных трансформаций, — говорит Елена Злобина.
Социологи и психологи советуют: свою нынешнюю жизнь лучше сравнивать не с прошлым, а с желаемым будущим. Это избавит от негативных переживаний, мобилизует силы, даст надежду. Конечно, тоже нужно не сидеть сложа руки, а использовать возможность, чтобы потихоньку менять свою жизнь к лучшему. И такие тенденции в обществе видят социологи: «Оценка адаптированности постепенно отходит от сравнения с прошлым, а доля тех, кто не желает приспосабливаться, уменьшается во всех возрастных группах».
— Несмотря на проблему приспосабливания к изменениям в старших возрастных группах, общая тенденция влияния личностного фактора на процесс общественных преобразований скорее склоняется к позитиву, поскольку в обществе постоянно растет количество населения, которое вступает в активную жизнь, не перестраивая, а строя свои представления о реальном мире. Эта группа выступает стабилизационным психологическим фактором общества, потому что сравнивает настоящее не с прошлым, а с желаемым будущим, — подытожила Елена Злобина.