Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По чуть-чуть... и за руль

За последние полгода в Украине задержаны 154 тысячи пьяных водителей
13 июля, 2004 - 00:00

Невероятно, но факт: каждый десятый задержанный на украинских дорогах водитель — нетрезвый. За последние полгода по этой причине под колесами автомобилей погибло 107 человек, 1120 получили тяжелые телесные повреждения. А вообще «пьяных» ДТП за этот период было зарегистрировано на 25% больше, чем за весь прошлый год.

Причины такой статистики объяснил начальник отдела агитации и пропаганды Департамента ГАИ МВД Украины Геннадий Гребнев. По его мнению, в первую очередь «виновна» безнаказанность правонарушителей, ведь при задержании у них даже не забирают удостоверения. Работники ГАИ только составляют протокол, который потом направляется в суд. После этого правонарушитель должен оплатить выписанный им штраф. И как результат — за полгода в Украине были задержаны 154 тысячи нетрезвых за рулем. Среди них — даже водители маршрутных такси и автобусов.

За границей такая ситуация была бы нонсенсом. В США, например, очень строго относятся к нетрезвым водителям. За это там с вас могут взять штраф от 150 долларов до 10 тысяч долларов, лишить лицензии на срок от 15 дней до года, который вызовет существенные осложнения с работой и, наконец, занести в «черный список» нарушителей. В трети штатов вас могут поместить в тюрьму на срок от 1 до 5 дней или заставить посещать реабилитационные курсы, к тому же вам будет угрожать увеличение страховых взносов — ежегодный взнос на медицинскую страховку может увеличиться до 500 долларов.

В соседней России данную проблему собираются решать иначе — там планируют разрешить садиться за руль с 0,5 промилями алкоголя в крови. А это или одна бутылка некрепкого пива, или бокал сухого вина, или рюмка водки. Подобная практика определена Женевской конвенцией, и Россия недавно к ней присоединилась. Интересное решение, но, как отметил Геннадий Гребнев, — не в нашей ситуации. Ввести это на украинских дорогах — это, по его мнению, только увеличить хаос. «Нам нужно полностью пересмотреть законодательство по поводу водителей и алкоголя. Сами посудите: в Украине сумма, которую нетрезвому водителю придется выложить за такси, иногда превышает ту, которую придется уплатить по штрафу. Стоит ли в таком случае удивляться страшной статистике», — говорит Г. Гребнев. С иной стороны проблему прокомментировали психологи. По мнению консультанта Государственного центра социальных служб для молодежи Юрия Калашникова, одной из причин того, что люди садятся за руль в нетрезвом состоянии, является психологическая инфляция, которая вызывается алкогольным опьянением. Самооценка не отвечает действительности: она или существенно завышена, или занижена. Таким образом, водитель или ощущает себя неуловимым мстителем на красном «Феррари», или шарахается в сторону от каждого пешехода. А страх, как известно, вещь нехорошая: трясутся руки, путаются мысли, колотится сердце... Кроме того, большую роль играет привычка. Ведь водители настолько приноравливаются к скоростям и к постоянному движению, что у них притупляется ощущение опасности. «Алкоголь блокирует деятельность лобной доли головного мозга, которая отвечает за координацию движений. Но человек этого не замечает — идет процесс подмены реальности ожидаемым результатом. Из-за этого там, где необходимо быстро принимать решение, водитель пасует», — рассказывает психолог.

А побуждает водителей садиться нетрезвыми за руль, по его мнению, неуважение к жизни. Как к собственной, так и к чужой. А это, в свою очередь, замешано на неуверенности в завтрашнем дне, постоянной «боевой готовности» к худшему, и на разочаровании в будущем.

Яна КУТЬКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ