Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По следам трагедии в Одессе

Мы расспросили экспертов, как проверить безопасность образовательного заведения
19 сентября, 2017 - 18:43
ФОТО АЛЕКСАНДРА ГИМАНОВА

После пожара в одесском лагере «Виктория» родители детей нашего класса планируют встретиться с директором школы. Они хотят выяснить: а как в заведении с пожарной безопасностью? В этом году в школе учится рекордное количество детей — 900. Ежемесячно родители сдают 100 гривен в фонд школы. Поэтому имеем право знать, как она заботится о безопасности наших детей.

ТРАГЕДИИ ОПЕРЕЖАЮТ ПРОВЕРКИ

Сейчас в разгаре процесс поиска виновных в пожаре в одесском лагере (детальнее об этом «День» писал в материале «Страшные уроки одесской трагедии» №165 за 19 сентября 2017 года). Огонь унес жизни троих девочек. Ответственность должна быть неминуемой. Но пока все бросаются проверять школы, садики и другие учебные заведения в регионах. Так, киевский городской голова Виталий Кличко поручил своему первому заместителю Геннадию Плису организовать проверку ответственными службами всех заведений образования и детских учреждений на соблюдение правил пожарной безопасности и обеспеченность необходимыми средствами пожаротушения. К слову, в вестибюле нашей школы, на видном месте уже в понедельник появились пожарные лестницы и огнетушители.

Но после боя руками не машут. Если речь идет о безопасности детей, все службы, правила и системы должны работать на опережение. Кстати, вам ситуация в Одессе ничего не напоминает? «День» писал о том, как в школе Василькова год назад во время урока обвалилась стена. К счастью, тогда обошлось без жертв. После инцидента министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко обещал проверить все аварийные школы страны. К сожалению, о результатах проверки ничего неизвестно. А держать под контролем нужно безопасность абсолютно всех учебных заведений, и не только после трагедий. Теперь все кусают локти, обвиняя тех, кто выделял или разворовывал 11 миллионов гривен, предусмотренных на пожарную сигнализацию лагеря «Виктория».

НАРУШЕНИЕ В КВАДРАТЕ

Как оказывается, разворованные средства — это не единственное нарушение в учебных заведениях. О них сейчас рассказывают родители в соцсетях. Черкасчанин Дмитрий Шакин рассказывает на своей Facebook-странице, что в школе №17, самой большой в городе, директор во время учебного года закрыл центральный вход четырехэтажного здания младшей школы на ремонт, оставляя открытым только половину бокового запасного выхода. Как добавляет мужчина, пожарная инспекция города игнорирует такое нарушение. Жители Одессы дополняют, что в местной ООШ №1 тоже открыта только одна половинка дверей запасного выхода.

Но это грубое нарушение «Правил пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования Украины», утвержденных Министерством образования и науки. Загромождать аварийные входы-выходы и в целом пути эвакуации во время пребывания школьников на обучении — нельзя. Также в правилах прописано, что перед началом учебного года все заведения должны проходить проверку соответствующими комиссиями, в состав которых входят представители органов государственного наблюдения в сфере пожарной безопасности. То есть комиссия должна сказать, готова ли школа или детсад к новому учебному году, в частности в контексте безопасности. Одесский лагерь такая комиссия проверяла в начале лета, замечание касалось как раз отключенной пожарной сигнализации. Кстати, васильковскую школу тоже проверяла такая инспекция. Она не выявила никаких нарушений.

Есть еще одна опасность, которую, к сожалению, никакие правила не регулируют. «После трагедии в Одессе возникла мысль, тревожная, — пишет в Facebook Александр Мирошниченко, киевлянин, режиссер. — Все самостоятельные ремонты родителями школ. На свои средства и из материалов, которые закупаются самостоятельно. Без всякого контроля. Токсичные краски, горючие линолеумы, пожароопасные лампы. Все вроде бы для детей. Самому покрасить, самому отремонтировать, самостоятельно установить. На свои средства. И директору легче и приятнее. Только вот не приведи Господи что-то случится, кто ответственность будет нести? И близко родители не должны подходить ко всем этим ремонтам. Только контролировать и требовать выполнения работ теми, кто умеет и несет ответственность».

РОДИТЕЛИ-КОНТРОЛЕРЫ

Действительно, родители должны выполнять функцию наблюдателей и соучастников учебного процесса. Сопредседатель общественной организации «Точка роста: образование и наука» Светлана Благодетелева-Вовк отмечает, что по новому Закону «Об образовании» предусмотрен правовой механизм контроля за пожарной безопасностью в учебных заведениях именно со стороны родителей. Прежде всего, если при школе уже работает наблюдательный совет, стоит требовать от него проверки пожарной безопасности и контроля ситуации в целом. В эту комиссию можно привлечь специалистов пожарных служб. Совет должен отчитаться о выявленных нарушениях или их отсутствии, а также представить план решения проблемы, в течение какого времени это будет сделано и на чьи средства.

Другой путь, в случае отсутствия наблюдательного совета — обратиться к основателям школы, а это местные органы власти, с запросом на проведение проверки пожарной безопасности. Также граждане могут писать жалобы в местные образовательные департаменты по фактам нарушений, которые зафиксировали в учебных заведениях. Если такая информация не будет проверена, нужно обращаться к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека, чтобы он заставил местную власть отреагировать на жалобы граждан.

«Я сама была свидетелем похожей ситуации в 2013 году в Национальном педагогическом университете имени Михаила Драгоманова, — добавляет Светлана Благодетелева-Вовк. — В общежитии произошло возгорание щитка и задымление помещения. Многие студенты отравились газом, потому что было трудно выйти из девятиэтажного общежития, а запасной выход был забит гвоздями. Тогда никто и не почесался. Это тоже было ночью, как в одесском санатории, и в месте проживания участников образовательного процесса. Мне кажется, на общежития, детские садики и тому подобное нужно обращать внимание в первую очередь. Ситуация особо опасна, когда люди находятся в состоянии сна. После одесской трагедии парламентарии и местные органы власти должны прописать в бюджете на следующий год финансирование пожарной безопасности в учебных заведениях».

НОВЫЕ НОРМЫ — НОВЫЕ РИСКИ?

Еще один риск фактически закладывает Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ. Ведомство планирует изменить государственные строительные нормы, в частности — позволить размещать школы и садики на первых этажах высоток. Эксперты в сфере градостроения считают, что делать этого нельзя, поскольку высотные дома часто строятся с рядом нарушений, из материалов, которые не соответствуют градостроительным нормативам, технике безопасности и пожарным нормам.

«Такая угроза действительно существует, особенно если используется пенопласт, алюминий или пластик, которые могут гореть, — соглашается архитектор Олег Гречух. — Плюс — недостаточное количество пожарных лестниц для высотных домов. Если к такому дому добавляются встроенные помещения, это может усложнить ситуацию. Но есть много примеров, когда на первых этажах работают поликлиники или другие общественные заведения, где, например, пребывают люди с особыми потребностями, которых сложно эвакуировать даже в нормальном  режиме работы. Кроме того, нужно учитывать общий беспорядок в сфере строительства. Если добавить к нему либерализацию норм — когда и так порядка мало, то риски увеличатся. Одним документом этого не решишь. Но все зависит от людей, осознания, какую ответственность они несут за свои действия». 

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ