Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По следам Юрия Шевелева в Харькове

«День» сделал свои «пометки» для мемориального маршрута
20 июня, 2013 - 11:13
ИГОРЬ МУРОМЦЕВ С КНИГОЙ ЮРИЯ ШЕВЕЛЕВА «ВКЛАД ГАЛИЧИНЫ В ФОРМИРОВАНИЕ УКРАИНСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»
МАРИИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ, КОТОРОЙ ШЕВЕЛЕВ ПОМОГАЛ ФИНАНСОВО
ЮРИЙ ШЕВЕЛЕВ

«Те, кто знакомится с жизнью и творчеством Юрия Шевелева, очень меняются, для них начинается новая жизнь, открываются новые горизонты. Я это почувствовала на себе и на нескольких своих слушателях, которые встречали меня после эфиров, расспрашивали о книгах Шевелева», — рассказывает краевед Виктория Склярова, автор и ведущая радиопередачи «Пятый Харьков» — это название изобрел Шевелев, как символ будущего города, города-мечты.

Краеведы Харькова рьяно пытаются донести «благую весть» об ученом-слависте с мировым именем, о незаурядном харьковчанине до всех небезразличных жителей города и Украины — недавно они в третий раз издали книгу его философских размышлений «Триптих про призначення України», которую представят сегодня. К слову, напомним, в прошлом году «День» издал его произведения «Москва, Маросейка» и «МИ і ми» в сборнике «Бронебійна публіцистика».

В конце июня на известном доме «Саламандры», где ученый прожил с 1915 по 1943 год, установят мемориальную доску Шевелеву по эскизам Валера Бондара. Также движители возрождения памяти о Шевелеве собираются устроить экскурсию по местам, связанным с его пребыванием в Харькове, со страницами его биографии. Это сделать не очень легко, признаются знатоки. В частности издатель Александр Савчук, который стал инициатором нового издания Шевелева, указывает на то, что сохранилось мало официальных сведений о жизни ученого, почти нет точных адресов учреждений, где он работал, для разработки экскурсии необходима тщательная работа с архивными документами. «Мест, которые связаны с довоенной жизнью Шевелева, немного, их адреса не всегда известны», — замечает краевед Михаил Красиков, отмечая, что здания могли быть снесены, перестроены или изменены адреса. Виктория Склярова считает, что найти основные места, связанные с харьковской жизнью Шевелева, удастся ориентировочно к ноябрю 2013 года, тогда краеведы надеются проводить прогулки по уголкам, где ученый жил и работал в довоенные годы, которые посещал во время своих визитов в любимый родной город в 80—90-х годах.

Согласен с этими рассуждениями один из ближайших к Шевелеву харьковских ученых профессор языкознания Игорь Муромцев. Он признает незаурядные способности советской системы уничтожать память о тех, кого объявляли «врагом народа» — именно по этой причине больше сорока лет имя и труды выдающегося ученого были закрыты от его соотечественников, в то время когда мир признавал величие его гения. Одним из основных источников для поиска следов Шевелева в Харькове краеведы называют автобиографическое произведение Юрия Шевелева (или Джорджа Шереха, как он назывался для своих публикаций в Америке), его книга воспоминаний «Я, мені, мене... (і довкруги)». Но даже эта книга является не историческим документом, отмечает Игорь Викторович, а художественным произведением. К тому же многие исследователи указывают на любовь Шевелева к мистификациям, говорит Игорь Муромцев, который гулял с ученым по городу, принимал его у себя дома на Москаливке в переулке Степовом, 6, и много лет вел с ним дружную, теплую, почти семейную переписку.

«Он любил мистификации и обыгрывания, начиная с места и времени рождения. В его книге «Я, мене, мені...» он пишет, что родился в Харькове, хотя до того считалось, что местом рождения был город Лодзь в Польше!» — замечает Игорь Муромцев. По его словам, «польская версия» была выдумана матерью Шевелева в условиях тотального преследования следователями органами, чтобы «запутать следы», а сведения о харьковском рождении Шевелева доказаны документально.

Сам Шевелев в начале своих воспоминаний указывает, что не пользуется документами для написания, а берет информацию только из своей памяти, и добавляет: «изменчивость памяти в общих чертах известна», якобы предварительно извиняясь за возможные неточности. Вот, например, как писатель описывает дом, где он родился: «Тот дом, на Сорокинском переулке, 4, с жильем на втором этаже, я видел позже сотни раз и хорошо его снаружи помню: двухэтажный, из красного кирпича, без украшений, за несколько шагов от Сумской улицы, по вторую сторону которой был вход в Университетский сад, где стоял памятник Каразину, а сейчас — Шевченко». Переулок Сорокинский теперь стал улицей Гиршмана. Но дом под номером четыре сегодня трехэтажный. Следовательно, мы можем лишь приблизительно назвать его местом рождения Юрия Шевелева. Также неизвестно точное место учебы Шевелева-гимназиста. «Он говорит, что учился в гимназии на улице Гоголя. Возможно, это Третья мужская гимназия на улице Гоголя, 7. Но нужно проводить исследование», — говорит Игорь Муромцев. Дом бывшей Третьей мужской гимназии довольно известный, он был спроектирован и построен архитектором Александром Гиршем в 1864 году в популярном в Харькове «кирпичном» стиле с элементами средневекового зодчества. Сейчас в этом здании расположены офисы разных коммерческих учреждений, политических партий, те следы прошлого, которые не затерлись в советскую эпоху, исчезают под давлением сегодняшнего дня.

Известно, что Шевелев работал преподавателем в газетном техникуме и в университете. Местонахождение газетного техникума ищут в начале Московского проспекта, перед мостом через реку Лопань.

Игорь Викторович вспоминает, что во время прогулок с Шевелевым, они заходили на улицу Маршала Бажанова. До войны это была улица Чорноглазивская, и в одном из домов на четной стороне Шевелев имел собственную квартиру, рассказывал о своей жизни в ней. И опять — без точного адреса. Ученые также гуляли в саду Шевченко, Шевелев рассказывал Игорю Викторовичу о своей преподавательской жизни.

Хотя остались любимые места ученого, которые общеизвестны. Например — здание театра им. Шевченко, со стороны улицы Рымарской — это театр «Березіль»... Шевелев не только был страстным театралом, но и писал рецензии на постановки театра «Березіль»; и в Украине, и в Америке, поддерживал его финансово. Также он посещал Театр русской драмы, боготворил оперу и оперетту. Или же Мариинская гимназия напротив театра на той же улице Рымарской. Этому учреждению ученый отдал часть своей Шевченковской премии уже в 90-х годах.

Возможно, в экскурсию по местам Шевелева включат и гостиницу «Киевскую» по ул. Культуры, 4, потому что именно здесь Шевелев останавливался во время его приездов в Харьков в 80—90 годах.

Но, безусловно, самым известным и точным местом, связанным с довоенной жизнью Юрия Шевелева в Харькове, является дом Саламандры, который расположен между улицами Сумской и Рымарской, на котором со стороны улицы Сумской будет расположена мемориальная доска. Ученый жил со стороны Рымарской 22, в квартире 46 с 1915 года.

Много странствуя по миру, Шевелев всегда оставался верным родному городу. Он основал в Нью-Йорке и других городах Америки общество «Друзі Харкова». «Для Шевелева Харьков — это любимый город! — говорит Игорь Викторович. — По воспоминаниям Даниленко, в предсмертный период Шевелев повторял: «Как хочется в Харьков!»

Сейчас наступила очередь Харькова почтить своего выдающегося сына.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков, фото предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ