В прошлом киевский «Сатурн» входил в мощную «обойму» предприятий Министерства электронной промышленности, и главной задачей его было создание сверхмалошумящих приемно-преобразовательных систем. Предприятие владело арсенит-галиевой технологией, позволяющей создавать собственную элементную базу. Высокотехнологичное оборудование «Сатурна» использовалось для обеспечения сверхдальней космической связи, в больших (70 метров в диаметре) антенных комплексах, и даже «участвовало» в проектах по исследованию кометы Галлея. Бывший НИИ «Криоэлектроника», работавший на «оборонку», был преобразован в ОАО «НПП «Сатурн» 6 лет назад. В благополучные времена на «Сатурне», вполне отвечающему своему звездному статусу, трудилось, включая филиалы, около 5 тысяч человек, объемы производства исчислялись примерно 17 млн. рублей в год, а средней зарплаты 260—300 рублей, в отличие от сегодняшних 250 грн., хватало для безбедного житья.
Земные стихии рыночных преобразований основательно потрепали ОАО, но, по словам его директора, уложить предприятие на лопатки им не удалось. «Сатурн» ужался до 760 работников и 8 млн. грн. годового оборота. Он вынужден был опечатать роскошное здание столовой с зимним садом, а столовую устроить в здании профилактория. Сдавать часть освободившихся площадей в аренду. Построить собственную котельную. Кстати, столбик термометра замер на отметке 10 градусов тепла, и хотя несколько человек «подхватили» воспаление легких, люди к такой температуре как-то адаптировались. Но вот сверхточные станки, которым подавай +18
о С, микронов «не ловят». В частный бизнес ушли, не покидая территории предприятия, 8 дочерних предприятий. На главном предприятии производством фактически занят один отапливаемый этаж. Развитие «Сатурна», по словам директора, тормозят высокие банковские ставки на кредиты (в прошлом году 11% заработанных средств ушли на погашение кредитов), вязкие таможенные правила (грузы приходится «пропихивать» через границу по месяцу) и человеческий фактор — отсутствие экономических стимулов для нормальной работы.
Однако оставшаяся команда электронщиков сумела сохранить высокотехнологичное производство. ОАО «НПП «Сатурн» и ныне производит транзисторы, диоды, смесители, детекторы, датчики, интегральные схемы и другие комплектующие, приемо-передающую аппаратуру для станций спутниковой связи, радиоастрономических, радиолокационных и радиометрических станций сантиметрового и миллиметрового диапазона, радиорелейные станции для передачи программ телевидения, сверхмалошумящие усилительно-преобразовательные устройства с криогенным охлаждением, электронное медицинское оборудование.
Как отметил заместитель генерального директора по научной работе, руководитель научно-исследовательского центра, кандидат технических наук Юрий Муськин, во времена холодной войны научный и производственный потенциал предприятия не уступал достижениям «вероятного противника». Однако нынче электронная отрасль отстала и похожа на «наркомана», питающегося западной элементной базой. Попытка возрождения собственной не увенчалась успехом. Хотя, даже сейчас мы можем, подчеркнул Ю. Муськин, выйти по телекоммуникациям, которые в стране серьезно развиваются, на уровень «Алькателя» и других зарубежных компаний. Не случайно ведь фирма «Кока-кола» в Украине выбрала «сатурновскую» радиорелейную систему связи, предприятие поставляет телерепортажные станции для Ирана. «Сатурн», говорит замдиректора, выживает, в основном, за счет поставок за рубеж. Увы, стратегию развития сдерживают налоговый пресс, удорожание материальных и энергоресурсов, несовершенство правовых механизмов, ценовая политика, предприятию не хватает оборотных средств и долгосрочных кредитов. Между тем решить часть проблем путем объединения предприятий отрасли в консорциум по развитию радиорелейного направления в Украине не удалось — инициаторов уличили в монополизме.
...В кабинете заместителя генерального директора начертаны загадочные слова: «Китай до 2004 года». Это означает, объяснил он, что через несколько лет наши партнерские отношения могут прерваться. Заинтересованный сегодня в некоторых прогрессивных украинских высокотехнологичных разработках «восточный тигр» к этому времени просто оставит нас позади. Конечно, если не поменяется течение украинской экономической «реки».