За последние десятилетия украинский Голодомор признали в кругах авторитетных западных историков. В частности, наряду с Робертом Конквестом, Джеймсом Мейсом и Андреа Грациози хотелось бы вспомнить малоизвестного в Украине французского автора Бернара Брюнетто, который в труде «Века геноцидов» уделил надлежащее внимание и достойно трактовал трагедию украинского народа 1932 — 1933 гг. Однако должны констатировать, что в массовом сознании западных народов Голодомор не фигурирует.
В канун Дня памяти жертв Голодомора мы попросили высказать свое мнение по этому поводу Джованну БРОДЖИ, известную исследовательницу культуры славянских народов, профессора Миланского университета, президента Итальянской ассоциации украиноведческих студий. Приводим несколько ее реплик.
«В Европе на протяжении всего послевоенного пятидесятилетия у интеллектуалов было особое отношение к СССР, и они испытывали значительное влияние со стороны советской пропаганды. Сведения о Голодоморе начали появляться только с
1980-х гг. из-под пера единичных историков высокого уровня, как и сообщения о других советских преступлениях».
«Думаю, что имеет значение также психологический фактор: обычные люди не любят проникаться трагедиями. Благополучие
1970 — 1980-х годов способствовало прежде всего развлечениям и отдыху, поэтому и не оставалось места на заинтересованность трагедией, которую пережила такая далекая страна в те давние времена. Люди (и особенно итальянцы!) могут проникаться трагическими событиями, которые происходят сегодня, но забывают о них через два дня. Что уже говорить о трагедиях, которые случились 80 лет назад!»
«Следует иметь в виду, что в Италии не было многочисленной и влиятельной украинской эмиграции. Она была в Германии, поэтому именно там больше всего писали о Голодоморе. И, конечно же, в Америке и Канаде. Во Франции сведения о Голодоморе не такие скромные, как в Италии, но все равно неполные. В этой стране культурное влияние России огромно».
«В последние пять-шесть лет начались серьезные экономические и социальные проблемы в каждой европейской стране. Обычно голова занята собственными бедами, Западной Европой. Очень мало думают о странах, которые находятся в Евросоюзе с недавних пор (таких как Венгрия, Чехия или Польша). Еще меньше — о странах, которые находятся восточнее, за пределами ЕС. И Украина, к сожалению, не предлагает сегодня много интересного для рядового итальянца или другого европейца...»
«К сожалению, как бы то ни было, в Европе доминирует русское влияние, в частности по той причине, что Европа зависима от России экономически и политически. Особенно в этот тяжелый период для европейской экономики бизнес более важен для европейской политики, чем исторические или этические проблемы».
«Несмотря ни на что, за последние 20 лет количество людей, которые владеют какими-либо знаниями о Голодоморе, выросло, даже если уровень знаний остается довольно обобщенным и низким».
«Последнее наблюдение: украинское правительство всегда делало очень мало для распространения знаний об украинской истории и культуре. Знаю, что в настоящий момент очень активным является один украинский институт в Париже, но в Италии украинское посольство абсолютно ничего не делает. К некоторым инициативам прибегали итальянские историки и, по определенным случаям, украинские общины в Италии, но даже это — капля в море».
Как видим, некоторые из причин незнания европейского сообщества об украинской трагедии имеют объективный характер, и как-либо исправить положение довольно сложно. Однако среди замечаний Джованны Броджи есть также пассивность самого украинского государства и его институтов. Этот фактор украинцы никоим образом не могут считать независящим от них. Должны собраться с силами ради миллионов невинно замученных, если не хотим, чтобы память о них ушла в небытие.
КОММЕНТАРИИ
Эволюционирует ли в российском обществе точка зрения относительно Голодомора в Украине? Как следует воспринимать подготовку к публикации Федеральным агентством России трехтомника, опровергающего «исключительный характер» голода в Украине в 1930-х гг.и в котором говорится, что это передергивание истории в ущерб России? «День» спросил об этом доктора философских наук, директора Центра по изучению России Российского университета дружбы народов Игоря ЧУБАЙСА.
— Тот, кто отождествляет россиян и власть — допускает серьезную политологическую ошибку. Власть сегодня не выражает у нас интересы общества. Начиная с 1917 года, когда было разогнано Учредительное собрание, никаких свободных и честных выборов в нашей стране не было. Прошло 70 — 80 лет и люди уже понимают, что такое «совок». Поэтому не следует отождествлять российских граждан и поведение властей.
Что касается Голодомора — власть у нас неадекватна и нелегитимна, поэтому она вынуждена искажать картину мира, собственную историю и историю соседей.
Проблема Голодомора не так проста, потому что, к сожалению, Украина проиграла информационную войну. В России немало людей, которые прекрасно понимают, что такое Голодомор. Если бы тем, кто понимает эту проблему, предоставили час эфирного времени на одном телеканале в течение месяца, — мы получили бы страну совсем иного качества.
Товарищ Сталин любил убивать не только украинцев, но и русских с белорусами. Но украинцам в этом случае досталось больше. В России также был Голодомор, но не в таких масштабах. Русская армия не могла сделать то же самое у себя, что она делала в Украине и Сталин не получил такой чудовищный результат, ведь не было рычага.
«ДЛЯ УКРАИНЫ ГОЛОДОМОР — ЭТО ОДНО ИЗ СОБЫТИЙ, КОТОРОЕ ПОМОГАЕТ СТРОИТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ»
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист, Москва:
— Надо различать две вещи: отношение простых людей и отношение власти. При прежнем украинском президенте эта тема была очень важной для российской официальной политической повестки дня в отношениях с Украиной. Таким образом, российская власть пыталась продемонстрировать свое отношение и не воспринимала попытки Ющенко добиться признания Голодомора геноцидом, тем самым солидаризируясь с тем, что является союзником Сталина. Сейчас эта тема, на мой взгляд, исчезла из политической повестки дня российской власти. Впрочем, отношение Кремля к этому нисколько не изменилось. Что касается населения, то для того, чтобы судить об этом корректно, нужны социологические исследования. Мне кажется, качество знания истории в России таково, что большая часть людей, прежде всего молодых, вообще не знает, о чем идет речь. В этом смысле россияне одинаково плохо знают как советскую, так и досоветскую историю России. Тем более они мало знают, что такое Голодомор. В любом случае если будет продолжаться тот вектор в отношениях между Россией и Украиной, который есть сейчас, эта проблема будет осознаваться как трагедия только теми россиянами, которые либо имели советский опыт жизни, или имеют представление об истории. Складывается впечатление, что российская власть — огромная проблема для самой России. Кремль не может придумать, на каких основаниях строить российскую государственность. Для Украины Голодомор — это одно из событий, которое помогает формировать национальную идентичность. Это действительно национальная трагедия огромного масштаба, которая должна быть в любой нормальной писаной истории страны. Для России, естественно, эта страница истории — не та, и она не будет «выпячиваться» властями, например при написании учебников истории. Думаю, что и российская власть будет прилагать много усилий к тому, чтобы сами россияне не имели представления об этом событии. Данных о том, как сейчас обстоит ситуация со знаниями россиян о Голодоморе, нет. Я не помню, чтобы проводились такие исследования.
Игорь САМОКИШ, «День»