Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Киев плывет?

После очередной непогоды спасатели проверят водостоки и торговые центры
20 августа, 2018 - 18:21

Кто виноват, что Киев в который раз затопило? Мощные ливни, старые ливневки или неготовность городских властей бороться с последствиями стихии? Киевляне пытаются понять, почему в ночь на 19 августа центр столицы в очередной раз превратился в озеро. Если на прошлой неделе «поплыл» Крещатик, то на выходных пострадали другие центральные улицы, в частности Эспланадная и Антоновича. Вода также залила подземный паркинг торгово-развлекательного центра «Гулливер». Рядом оказались под водой с десяток автомобилей.

По словам мэра Киева Виталия КЛИЧКО, город с последствиями непогоды справился, но на будущее власть будет учиться оперативнее реагировать на подобные ливни и быстрее ликвидировать последствия непогоды. Горожане слышали это и после ливня 25 июля, и после «потопа» 15 августа. Теперь в заявлениях мэра города добавились тезисы, что город будет разрабатывать новые проекты для замены дождевой канализации на улицах, где возникли проблемы, а спасатели проверят ТРЦ на их готовность к подтоплению.

«ЛИВНЕВКИ НЕ ОБНОВЛЯЛИ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ»

«Мы изучаем места, где были подтопления, чтобы установить там более мощные насосы. Выполним реконструкцию системы стоковой канализации на самых проблемных улицах, — цитирует Кличко его пресс-служба. — Там, где делаем капитальный ремонт дорог, мы устанавливаем новую систему. Но не будем забывать, что в Киеве 800 киллометров коммуникаций ливневой канализации, большую часть которых не ремонтировали и не обновляли десятилетиями».

Эксперты из сферы градостроения согласны с мэром, что городская система ливневок устарела и исчерпала свои ресурсы. Ею не занимались предыдущие мэры, поэтому команда Кличко вышла в этой ситуации крайней. Но немало «грехов» и за ней. Нынешний состав Киеврады уже отличился скандальными согласованиями детальных планов территорий, предусматривающих застройку зеленых зон высотками и торгово-развлекательными центрами, что увеличивает нагрузку на существующую инфраструктуру.

Как комментировал недавно «Дню» эксперт по градостроению Виктор ГЛЕБА, застройщики получают разрешения на строительство ТРЦ с нарушениями государственных строительных норм и одобряют такие отклонения за определенную плату в Минрегионе. Система отработанная. Только вот вмешиваются дожди. Согласованное на бумаге вылазит озерами посреди улиц и затопленными паркингами.

РАСПЛАТА «ГУЛИВЕРА»

Упомянутый ТРЦ «Гулливер» был скандальным с самого начала строительства. Во-первых, как можно было строить дом в почти 142 метра высотой в историческом центре города, где разрешенная высотность составляет всего 27 метров? Кроме того, эта территория является бывшими заводями рек. Согласовал проект главный архитектор Киева 1996—2003 годов Сергей Бабушкин. Он же позволил построить наивысший небоскреб в столице на Кловском спуске, 7-А, за что Киев неоднократно получал замечание от ЮНЕСКО, ведь сооружение перекрывает панораму на Киево-Печерскую лавру.

Леонид КОСАКОВСКИЙ: То, с чем сталкиваемся все чаще, последствия хаотической застройки города, начиная с 1996 года, превращение Киева в каменные джунгли. В связи с интенсивной непродуманной застройкой, ее чрезвычайным уплотнением исчезают зеленые зоны, которые обычно вбирали в себя осадки, что привело к увеличению площади водосбора дождевой канализации, которая не рассчитана на такие объемы. А деньги в ее модернизацию не вкладываются, чего требуют такие объемы строительства новых домов, из-за жадности застройщиков, которых беспокоятся лишь об лишних этажах для своих сверхдоходов

 

Во-вторых, никто не учел, что с появлением мега-комплекса возрастет транспортная нагрузка на улицы Эспланадную и Бассейную.  Заторы здесь стали привычным явлением.

В-третьих, киевляне были категорически против строительства «Гулливера», поскольку раньше там находился сквер. Хотя в середине 1990-х в этом месте построили трамвайное кольцо, которое просуществовало пять лет, горожан не покидала мысль о возобновлении сквера. Впрочем, с 2002 года начали появляться разные проекты застройки этого пространства. Победила идея 35-этажного бизнес-центра в сочетании с 16-этажным развлекательным комплексом «Гулливер».

«ЭТО ПОСЛЕДСТВИЯ ХАОТИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА»

«Причин таких катаклизмов несколько. Есть и погодные, от них никто не застрахован. Но есть и рукотворные, — рассуждает в «Фейсбуке» первый мэр Киева Леонид КОСАКОВСКИЙ. — То, с чем сталкиваемся все чаще, последствия хаотической застройки города, начиная с 1996 года, превращение Киева в каменные джунгли. В связи с интенсивной непродуманной застройкой, ее чрезвычайным уплотнением исчезают зеленые зоны, которые обычно вбирали в себя осадки, что привело к увеличению площади водосбора дождевой канализации, которая не рассчитана на такие объемы. А деньги в ее модернизацию не вкладываются, чего требуют такие объемы строительства новых домов, из-за жадности застройщиков, которых беспокоятся лишь об лишних этажах для своих сверхдоходов».

КРЕЩАТИК, 19 АВГУСТА 2018 г.

 

«К этому добавились просчеты проектантов новых ТРЦ и ЖК, властных структур, которые либо в результате дремучей некомпетентности, либо, возможно, коррупции, согласовывали неприемлемые проекты и технические условия подключения к сетям, — прибавил Леонид Косаковский. — Водостоки плохо чистятся, как и город в целом, потому что количество смытого дождем мусора, забивающего решетки, поражает. Да и власть не должна лишь списывать на то, что ливневая канализация долго не ремонтировалась. «Гулливер», Эспланадная, Антоновича, Крещатик, «Метроград» и тому подобное — еще свеженькие, не так давно вышли из ремонта или предстали во всей красоте, но к испытанию природой оказались неготовыми».

СПАСИТЕЛЬНАЯ «ГУБКА»

Леонид Косаковский считает, что Киеврада должна срочно рассмотреть проблему дождевой канализации, выделить средства и начать реализовывать программу ее развития и модернизации. Эксперт-транспортник Виктор ПЕТРУК прибавил на своей фейсбук-страничке, что инфраструктуры, абсолютно устойчивой к стихии, не существует, но она должна быть устойчивой к последствиям стихии и способной самовосстановиться.

«Такие явления характерны для многих крупных городов, Киев не уникален. Но проблема в том, что большая часть земной поверхности спрятана под застройкой, вода не может сходить естественным путем. Поэтому выходов из ситуации есть несколько, — рассуждает сокоординатор Рады по урбанистике Киева Григорий МЕЛЬНИЧУК. — Это контроль над застройкой, чтобы был определенный процент открытого грунта, то есть должны быть парки, скверы, зеленые зоны. Что касается текущих решений, то есть такой принцип «города-губки», который используют в Берлине, Вене и других городах. Он предусматривает, что кусты, деревья, газоны на крышах, фасадах и в общественных местах вбирают дождевую воду. А парки или скверы могут стать аккумулирующими бассейнами непосредственно на городской территории, потому что отвести большое количество осадков очень быстро — дорого и сложно. В Киеве есть места, где действительно нужно заменить ливневки. Но они не могут отвести воду достаточно быстро. Поэтому концепция «город-губка» — это то, что должны использовать крупные города».

Инна ЛИХОВИД, «День»; фото Бориса КОРПУСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ