Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему они до сих пор боятся Стуса?

Общественный активист Юрий МАТУЩАК: Студенчеству мешает неорганизованность, а власти невыгодно пропагандировать чужую ей идею гражданского сопротивления
19 декабря, 2012 - 16:21
КАРТИНА УКРАИНСКОГО ХУДОЖНИКА ВИКТОРА ЗАРЕЦКОГО "ОРАЧ СТУС"

Общественный активист Юрий МАТУЩАК: Студенчеству мешает неорганизованность, а власти невыгодно пропагандировать чужую ей идею гражданского сопротивления. Для музея писателя в Донецке наконец нашли... угол в Библиотеке им. Крупской.

Прошел почти год с тех пор, как Анна Герман заявила о том, что музей Василя Стуса, который 15 лет находился в Горловке, может «переехать» в Донецк. Так и случилось. В четверг музей заработает в областной библиотеке им. Крупской. Правда, он изменит форму и будет акцентироваться на литературной работе Стуса, в то время как в Горловке заведение было создано для того, чтобы продемонстрировать Стуса-гражданина.

Наталья АВДЕЕНКО, заместитель директора Донецкой областной универсальной научной библиотеки им. Крупской, рассказала «Дню»: «Это помещение имеет площадь 100 кв. м. В нем будут находиться все экспонаты, которые были в музее и ранее. Кроме того, мы добавим еще наше собрание книг Стуса. В этом помещении мы также экспонируем книги Тараса Шевченко, которые есть у нас в фондах. Конечно, мы — не музей, и музейное дело состоит из других аспектов. Мы предлагаем только то, что можем, исходя из своих ресурсов. Василь Стус — великая личность. У нас много таких людей, которыми мы можем гордиться. И, по моему мнению, было бы гораздо интереснее и для молодых людей, и для города создать музей шестидесятников-диссидентов, пока есть люди, которые могут рассказать, как это было».

Украинское сообщество донецкой области возмутилось: как можно делать музей Стуса в библиотеке Крупской? К тому же, это лишь одна комната, а где проводить обсуждения и тому подобное?

В интервью «Дню» в начале года (см. №7 от 19 января 2012 года) Олег ФЕДОРОВ, основатель музея Стуса в Горловке, отметил: «Большинство людей мыслят так же и так же живут, как десятки лет назад. Изменяется мир, а мировоззрение этих людей не изменяется. Развитие уступает в интересах «старых» идей и принципов. Путь к преодолению таких процессов лежит через культурное поле». Станет ли музей Стуса в Донецке таким полем, теперь сказать сложно. Учитывая это, интересно вернуться к инициативе по присвоению Донецкому национальному университету имени Василя Стуса, которую активно поддержал «День». С тех пор прошло четыре года. Большинство студентов, которые поддержали эту акцию и инициировали это движение, уже закончили обучение в университете. Юрий МАТУЩАК — один из лидеров общественной организации «Поштовх», которая была активной в то время. Они создавали центр граждански активной молодежи, устраивали акции, литературные вечера, фестиваль вертепов, выпускали одноименную газету. «День» пообщался с Юрием о развитии ситуации и музее Стуса в Донецке.

— Место библиотеки им. Крупской для создания музея абсолютно не подходит, — начал Юрий. — И дело даже не в том, что библиотека носит такое имя. Сам формат является неправильным: музей в библиотеке. Причем даже не полноценный музей, где бы проводились экскурсии. Для таких целей должно быть выделено другое помещение. Это первый вопрос. Второй вопрос: нужен ли музей именно в Донецке и где? У нас есть гимназия имени Василя Стуса, и музей можно было бы сделать на ее базе, например. Есть филологический факультет, на котором Стус учился. Безусловно, там было бы больше посетителей, в частности молодежи. Кроме того, об этом знало бы намного больше людей. У меня большие сомнения касательно того, будет ли знать молодежь о существовании этого музея в библиотеке им. Крупской. Поэтому музей в Донецке должен быть, но не в таком формате, в котором он появится. И создается такое впечатление, что это делается только «для галочки».

— От времени, когда возникла инициатива присвоения Донецкому университету имени Стуса, прошло несколько лет. Люди, которые активно ее продвигали, уже закончили обучение. Сегодняшние студенты не актуализируют ее. Почему? «Погасла» ли эта идея?

— Любая идея должна иметь определенных организаторов, то есть тех людей, которые в известной мере живут ею, которые будут ее локомотивом. Когда возникла эта инициатива, такие люди были. По большей части те, которые входили в украинскую патриотическую демократическую среду, в нашу организацию «Поштовх» или просто сознательные молодые люди. И в целом оказалось, что таких людей намного больше, чем мы сами думали. Тогда мы и наши друзья, стали тем локомотивом, который продвигал эту идею вперед. Впоследствии эта идея приобрела всеукраинскую огласку. На сегодняшний день я убежден в том, что такие инициативные украинские патриотические демократические центры студенчества существуют, но скорее всего им мешает неорганизованность. Речь идет не о конкретной организации, а о понимании того, что ты не один, контактировании, мобильности. Раньше все знали, кто является активным и инициативным, на кого можно рассчитывать. Соответственно, такие люди были и до нас, и во время нашей учебы, и сейчас, и я убежден в том, что они будут и после нас. Такова сущность молодежи и этого университета. Но проблема в отсутствии коммуникации и консолидации.

Кроме того, есть два важных момента. Почему в то время против этой идеи восстали разные прокоммунистические организации, члены Партии регионов и т. д.? Потому что Василь Стус — символ гражданского стремления к справедливости, украинскому патриотизму и несокрушимости. Все это осталось актуальным, ведь это не культивируется ни властью, ни общественными структурами. Потому что хотя тогда при власти и был Виктор Ющенко, в Донецке власть всегда была одной и той же: региональной, коммунистической. Соответственно, эта идея для них была чужой и опасной. Второй момент: часть людей, которые помнят Стуса, до сих пор работают в университетах. И часть из этих людей писала на него клевету и т. п.

Безусловно, если бы на флаге университета появилось имя самого Василя Стуса, то это приобрело бы очень мощную смысловую нагрузку: в Донецке есть учебный центр, который носит имя этого человека и который продуцирует новых граждан. Понятно, что не только для Восточной, но и для Центральной и Западной Украины это имело бы колоссальный эффект. Это были бы побеги, наполненные иными смыслами. Университет обрел бы иное значение и получил бы свою идентичность. Плюс это создало более позитивное лицо Востока для Украины.

Каким предстанет музей Василя Стуса в Донецке, который откроется 20 декабря, и готово ли донецкое студенчество к самоорганизации для продолжения инициативы по присвоению университету имени Стуса, читайте в следующих номерах «Дня».

Катерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецьк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...