Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему от нас скрывают «историю Киева»?

18 мая, 2011 - 00:00
АТМОСФЕРА КИЕВА УШЕДШЕГО, РАЗРУШЕННОГО РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНАМИ, СКРУПУЛЕЗНО ВОСПРОИЗВЕДЕННАЯ В МУЗЕЕ, ТЕПЕРЬ УШЛА И ОТТУДА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВИТАЛИЕМ КОВАЛИНСКИМ
Начало на стр.1-я ПОЛОСА

БЕЗ ВОЗДУХА ЭКСПОНАТЫ ПОРТЯТСЯ

С одной стороны, хорошо, что фонды музея никто не разворовал и они хоть как-то сохраняются. Но качество такого хранения — под большим сомнением. Как только музей переехал в Украинский дом, работники заявляли, что такие условия для экспонатов не подходят. Но на безрыбье — и рак рыба, поэтому ящики поставили один на один с мыслями, что это все временно. Временность растянулась на годы. И за это время работники не могли в полностью проверить содержимое всех ящиков, поэтому определить, в каком же состоянии экспонаты, очень трудно. Сотрудники говорят, что это невозможно просто физически. Поэтому и неизвестно, какие потери понес музей после переезда и многолетней жизни в коробках. «Если есть какой-то безотлагательный случай, когда нужно что-то найти, мы это делаем, описание экспонатов у нас есть, но это огромная работа. Некоторые ящики мы открывали при неотложной необходимости и видели, что вещи, лежащие там, не дышат воздухом, и в результате — портятся. Для нас каждый экспонат важен. Тарелка, которой 200 лет, или чашка, медаль, какой-то знак, мебель, которой 150 лет, старинные книги или фотографии — все это ценно», — добавляет Виталий Ковалинский.

Среди экспонатов музея много археологических находок, так как в свое время киевские археологи передавали все найденное ими во время раскопок на хранение в музей. Как говорит Виталий Васильевич, к тем черепкам страшно притронуться, ведь они могут рассыпаться от малейшего прикосновения. Поэтому когда музейщики открывают какой-то ящик, каждый раз есть определенные потери.

Тревожит работников и то, что уже столько времени школьники не имеют возможности бывать в музее и таким образом не получают дополнительного исторического воспитания. «Раньше в музей ходили ученики, здесь проводились уроки истории. Сейчас же ничего этого нет, — продолжает писатель. — Детям не на чем учиться, ведь учатся же на истории, а не на выдумках. А музей — это как раз история, подтвержденная документами».

КУДА ПОСЕЛИТЬ?

Все эти проблемы исчезли бы, если бы киевская власть таки выделила музею другое помещение. Необязательно новое, главное — отдельное и пригодное для сохранности экспонатов. В первые годы после выселения музея были предложения передать недостроенный выставочный корпус на Институтской улице, позже — отдать под музейную экспозицию весь Украинский дом, и даже было предложение вернуть ему Кловский дворец. Тогдашний мэр Киева Александр Омельченко обещал, что специально для музея достроят выставочный павильон на улице Институтской. Но, как видим, ни одно из этих обещаний так и не было выполнено.

«Со времени выселения музея совершенно ничего не изменилось, нет никаких подвижек, даже намеков на то, что власть понимает, как можно говорить о подготовке к Евро-2012, если в городе нет музея его истории. Нам рассказывают обо всем: где будут болельщики, где они будут жить, что будут делать, а прежде всего туристу нужно посмотреть Музей истории Киева, — убеждает пан Ковалинский. — Была одна глупость, иначе не могу назвать такое решение, которую обнародовали несколько месяцев назад: переселить музей в какой-то заброшенный театр где-то на окраинном массиве. Но это абсурд, передающий «широту мышления» сегодняшних руководителей культуры и власти в целом. Мы даем предложения, куда нас можно переселить, но никаких действий со стороны властей нет».

Как только в Украине менялась власть, менялись и варианты переселения Музея. Как рассказал Виталий Васильевич, в 2005 году он один на один говорил с президентом Виктором Ющенко и предлагал отдать под музей помещение военной комендатуры, расположенное около станции метро «Арсенальная». Тогда президент одобрил это предложение и пообещал выдать соответствующее указание. Устное распоряжение действительно было, но опять же — его никто так и не выполнил.

Потом серьезные надежды музейщики возлагали на «Мистецький Арсенал», где им тоже обещали выделить помещение. «Однако мы можем там существовать как один из отделов, ведь Музей истории Киева должен быть отдельно. Мы не можем быть растворены в том всем, тем более, что сейчас деятельность «Мистецького Арсенала» больше культурно-развлекательная, это не музей в классическом плане, — объясняет работник музея. — Если бы нам в свое время отдали комендатуру и плац около нее, музей бы ожил. Но военной комендатуры там уже нет, а дом кому-то продали».

По мнению исследователя истории Киева Михаила КАЛЬНИЦКОГО, в городе есть несколько исторических памятников, которые можно было бы использовать в качестве помещения для музея: дом на улице Ярославов вал, 1 или дом архитектора Сикорского. В любом случае возводить новые помещения не нужно, хватает исторических зданий в центре города. Чтобы переселиться в одно из них, нужно доказать в суде, что кто-то привел эти дома в ужасное состояние, что их можно принудительно отчуждать и передавать музею, но этим должна заниматься киевская власть. А городские чиновники не проявляют никакого желания, чтобы этим заниматься.

А киевляне, между тем, много теряют без музея истории своего города. «Для исследователей, возможно, эти потери не столь очевидны, ведь они все же работают, хоть и не имеют возможности пользоваться музейными экспонатами. Но рядовые киевляне не ходят по архивам, они ищут необходимую информацию в музеях. Когда был в Киеве музей, показывающий разнообразные и оригинальные материалы о жизни столицы, конечно, для многих киевлян это было интересно и поучительно, — считает Михаил Кальницкий. — А теперь получается, что они этого лишены. Приходится искать или в литературе, или в других музеях. Огромная работа, проделанная научными работниками, оказалась бесполезной, так как результаты их труда лежат в коробках и ими не пользуются горожане. Для многих киевлян было бы поучительно видеть, что мы теряем, когда разрушаются какие-то памятники истории или архитектуры. Может, кому-то невыгодно это показывать, и потому поиски помещения для музея затягиваются».

Можно выдвигать множество предположений, почему до сих пор бездомным остается музей, который должен стоять на первом месте в списке культурных заведений столицы. Но их суть сводится к одному — сохранение исторической памяти не актуально и не важно ни для бывшей власти, выселявшей музей, ни для нынешней, которая не берется за решение этой проблемы.

P.S. Некоторым музеям Украины повезло больше. По случаю Международного дня музеев в национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький арсенал» прошла церемония награждения победителей VІ Всеукраинской акции «Музейное событие года», а также награждение участников Программы поддержки музейных работников на 2011—2012 годы. Организаторами событий является украинский центр развития музейного дела и Международный благотворительный фонд «Украина-3000» в партнерстве с Польским институтом в Киеве. Этот проект, который и до сих пор не имеет аналогов в Украине, призван привлечь внимание общественности к важнейшим событиям и тенденциям в отечественной музейной отрасли, а также стимулировать музейные коллективы к самой широкой презентации своих проектов, сообщает наш автор Денис ЗАХАРОВ.

В целом на участие в программе было получено 37 заявок от специалистов по всем регионам Украины. Материальную помощь в размере 45000 гривен в июне 2011 года с возможностью повторного назначения в таком же объеме в январе 2012 года получила Вера Зайченко из Черниговского исторического музея имени В. Тарновского и Татьяна Кулик из Знаменского городского краеведческого музея. Еще десять музейщиков получили разовую поощрительную материальную помощь в размере 1000 гривен.

За звание же лучшего музейного события в прошлом году соревновался 41 проект разного формата и масштаба со всей Украины. В определении победителей приняло участие около 100 экспертов со всей Украины, среди которых, — журналисты, музейные работники, общественные деятели, профильные чиновники, научные работники и тому подобное. Первое место заняло открытие Военно-морского музея Украины в помещении Михайловской береговой казематной батареи в городе Севастополе. Второе место заняла реставрация и экспонирование Киота иконы Черниговской Троицко-Иллинской Богородицы, которую уже имели возможность осмотреть посетители Украинского музея в Нью-Йорке, Национального музея истории Украины в Киеве и в Черниговском историческом музее имени В. Тарновского. Еще шесть событий получили специальные отличия оргкомитета.

Также были вручены специальные отличия от Ассоциации благотворителей Украины, которая отметила благотворительную деятельность Херсонского областного художественного музея им. О. Шовкуненко и Днепропетровского исторического музея им. Д. Яворницкого.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ