В ночь с пятницы на субботу в Киеве загорелась историческая усадьба известного художника Александра Мурашко — нежилой 4-этажный дом на улице Малая Житомирская, 14. По информации Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, пожар возник в 3 ночи на последнем этаже здания, а ликвидировали его лишь в 5 утра. Огонь гасили 10 машин спецтехники. Согласно предварительным выводам, причиной пожара могло стать неосторожное обращение с огнем посторонних лиц. По словам представительницы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Евгении Буряк, пожар скорее всего произошел по вине бездомных людей, которые часто ночуют в заброшенном здании. Впрочем, жильцы соседних домов и общественные активисты подозревают, что это был поджог, ведь борьба за это и несколько соседних зданий продолжается уже не один год. Дома конца ХІХ века, в которых жил и работал известный художник Александр Мурашко, занесены в Государственный реестр недвижимых достопримечательностей Украины и значатся как памятники истории, архитектуры и градостроения местного значения. Однако в 2007 году киевская власть отдала исторические здания частной компании «Пантеон-Инвест». Общественность стала на защиту усадьбы, и в прошлом году прокуратура через суд вернула ее громаде Киева. Несмотря на это, до сих пор за реконструкцию усадьбы никто не брался, более того, зданиям до сих пор не назначили балансодержателя...
«Есть две версии возникновения пожара. Первый: это случилось из-за бездомных, которые там живут. Но даже в этом случае отвечать должен тот, кто довел дома до такого состояния, когда в них кто что хочет, то и делает. Второй: это поджог. Почему версия поджога является вероятной? Этот дом состоит из двух крыльев. В одном крыле жили бездомные, а другое было полностью закрыто — двери и окна забиты, никто там никогда не ходил, электричества там не было... И почему-то загорелось именно это крыло, и пожар начался именно с третьего этажа, куда никто не заходил», — рассказывает «Дню» Александр ГЛУХОВ, доцент кафедры высшей и вычислительной математики Национального авиационного университета, житель усадьбы и общественный активист. — Есть заинтересованные люди, которые бы хотели, чтобы этих домов вообще не было. Потому что Киевсовет несколько раз не проголосовал за то, чтобы домам назначили балансодержателя. Там есть определенная группировка депутатов, которые вообще не заинтересованы, чтобы эти дома были переданы организации, которая бы ими занималась. Грубо говоря, есть определенные люди, которые когда-то продали эти дома и теперь не заинтересованы в том, чтобы город получил их назад».
По словам господина Александра, уже год благодаря судам и искам в прокуратуру все эти здания возвращены в собственность города. «Но, как говорится, город что-то не очень радо и не хочет определять обслуживающую организацию. Якобы подготовлено распоряжение о передаче этих домов в Управление охраны культурного наследия, которое имеет деньги на минимальный ремонт или консервирование этих домов и которое готово взять усадьбу. Но должно быть соответствующее распоряжение сверху, от КГГА, а КГГА уже целый год не может выдать это распоряжение. В результате такой халатности и бездеятельности нашей городской власти дома находятся в таком состоянии, когда за них фактически никто не отвечает».
Александр Дмитриевич рассказывает, что попробует лично встретиться с Александром Поповым. «Реакции от власти на этот пожар пока нет. Я буду использовать этот пожар для того, чтобы показать к чему приводит их бездеятельность и буду требовать, чтобы власть хоть что-то наконец сделала», — подытожил Глухов.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь ЛУЦЕНКО, один из основателей и активистов общественной инициативы «Сохрани Старый Киев»:
— Этот поджог очень похож на поджог Гостиного двора по очевидным причинам: подожгли крышу, потому что крыша очень красиво горит в отличие от всего прочего. Этот замысел сработал тогда в Гостином дворе, а теперь — в усадьбе Мурашко. Я был на месте пожара и могу сказать, что это удобное место для того, чтобы прийти, поджечь и просто уйти. Это однозначно очень выгодно тем людям, которые блокируют принятие усадьбы Мурашко на баланс киевской громады. Именно в этом вопросе уже больше года продолжается волокита: отсуженное здание никак не могут принять на баланс, хотя оно там было. Таким образом, судя по ряду признаков, я считаю, что это скорее спланированная акция, чем какая-то случайность. И это создает дополнительные проблемы для того, чтобы распорядиться этим домом как следует. Ведь теперь для того, чтобы принять здание на баланс, нужно предусмотреть в бюджете дополнительные средства — чтобы не позволить этому сооружению стремительно превратиться в аварийное. Но нюанс таков, что именно бюджетный комитет Киевсовета как раз и блокирует этот вопрос.
Примечательно, что в прилегающем к усадьбе доме постоянно сидит охранник, причем сидит без каких-либо юридических оснований для этого. Это охранник той частной фирмы, которой раньше была передана усадьба.