Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Украина?

Несколько позитивов от санкций ФИФА
25 октября, 2013 - 11:58
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

С 15 по 29 октября в более чем пятидесяти странах мира проходят недели активных действий FARE под лозунгом «Мы — футбольный народ». «No To Racism» — «Нет расизму» — основной месседж, который УЕФА и FARE различными путями пытаются донести до среды болельщиков. В рамках акции «Футбол против расизма в Европе» в Киеве прошла конференция «Футбол без ненависти и дискриминации», организованная ФФУ и Восточно-Европейским Институтом Развития. Понятное дело, учитывая недавние бурные дискуссии относительно проявлений расовой нетерпимости на украинских стадионах, это мероприятие приобрело особое звучание.

Немного предыстории. FARE — до недавнего времени в Украине известная лишь в очень узких кругах организация, которая не имеет даже офиса в Киеве, на некоторое время стала едва ли не основным ньюсмейкером. В конце сентября выяснилось, что предоставленные экспертами FARE выводы о поведении украинских болельщиков на стадионе «Арена Львов» во время матча «Украина — Сан-Марино» стали основанием для жестких санкций относительно нашего государства со стороны ФИФА. Апелляционное рассмотрение этого дела еще продолжается, но обвиняемые в расизме и шокированные этим украинцы о FARE теперь знают много. Обсуждений и спекуляций относительно деятельности FARE, ее представителя в Украине, целесообразности обвинений и адекватности наказания от ФИФА было более чем достаточно. Особое возмущение, и не только в кругах болельщиков, вызывала методичка FARE, в которой важные для большинства украинцев символы, например, красно-черный флаг, портреты Бандеры и Шухевича, были отнесены к фашистским.

Несмотря на все дискуссии, внятных объяснений относительно откровенно странных оценок настроений болельщиков со стороны FARE в Украине пока еще так и не нашлось. Именно поэтому на упомянутой конференции, которая проходила в киевском Доме футбола, с таким нетерпением ждали Пиара Повара, исполнительного директора сети FARE. Однако перед самим вылетом в Киев ему стало плохо, и присутствовать на мероприятии он не смог. Однако послал письмо, в котором заверил, что никаких скрытых целей, кроме борьбы с нетерпимостью, его организация не имеет и выразил обеспокоенность тем, что вокруг деятельности FARE в украинских СМИ происходят спекуляции. «Как исполнительный директор сети FARE я должен четко заявить, что наш отчет (о матче «Украина — Сан-Марино». — Ред.) содержал информацию о неоспоримых расистских возгласах и жестах, а также неонацистских символах на стадионе, — пишет в письме Пиар Повар. — Можно ставить вопрос о том, сколько лиц совершали подобные действия или как часто они происходили. Справедливо будет отметить, что основания были достаточными для предоставления отчета в ФИФА. Не в наших интересах было бы выдумывать ситуации и представлять их мировому регулятору. У нас нет причин это делать».

Можно верить пану Повару или нет, но ситуация, которая возникла из-за того печально известного отчета FARE, разоблачает ряд абсолютно не футбольных проблем — и сугубо украинских, и общеевропейских.

«Культура боления — это зеркало культуры прав человека в обществе, — говорит Мридула Гош, председатель правления Восточно-Европейского Института Развития. — То, что происходит в обществе, очень часто выходит на стадионы». Именно поэтому безапелляционные, без любых внутренних дискуссий, отбрасывания обвинений в расовой нетерпимости и дискриминации для прогрессивной украинской общественности, как минимум, недальновидны. Нет гарантии, что единичные случаи сегодня не станут большой проблемой завтра. Страна, которая открыта для въезда и из Европы, и из России (но и там, и там в разной степени наблюдаются тенденции к росту расовой, этнической, религиозной ненависти), которая обременена множеством внутренних проблем, не может себе позволить беспечно отмахиваться от подобного рода угроз. Приближаясь к Европе, украинцам стоит быть готовыми к критике и переосмыслению собственного отношения к правам человека: оскорбленное достоинство одного человека важнее  национальных футбольных побед, коммерческих выгод и государственных интересов.

Другое дело, что, критикуя, отдельные европейские организации нередко демонстрируют выборочность и двойные стандарты. В эфире «Громадського радіо» футбольный комментатор Николай Васильков удивлялся, почему FARE не реагировала, когда в Санкт-Петербурге и Самаре российские болельщики бросались бананами в бразильца Роберто Карлоса.

Павел Клименко, координатор образовательных программ сети FARE в Восточной Европе, заверил «День», что пятьдесят специально обученных экспертов работают во всех европейских странах, и в скором времени санкции от ФИФА могут быть применены и к другим футбольным федерациям. Но пока под угрозой наказания оказалась лишь Украина. Почему? По-видимому, не стоит ждать откровенного ответа ни от футбольных функционеров, ни от общественных активистов. Очевидно, что в Европейском доме, как и в любой большой семье, зеваки остаются голодными. Несмотря на громкие возмущения действиями FARE и общенациональный сбор подписей, по словам Павла Клименко, ни одного официального заявления от украинцев в офис этой организации не поступало. В ФФУ, очевидно, тоже слишком долго искали аргументы, чтобы защитить взгляды болельщиков. Но, нужно признать, все же нашли. Во время конференции в Доме футбола первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко продемонстрировал копию известной картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где рядом с желто-голубым, казаки держат несколько красно-черных флагов. Ну наконец-то! Теперь сомнений в «невиновности» красно-черного не будет даже у почитателей творчества Репина! В ситуации с санкциями ФИФА стала еще более явной давно известная вещь: украинцам следует учиться наконец отстаивать свои позиции, от бесконечных ура-патриотических пассажей следует переходить к взвешенной аргументации и конкретным действиям.

И последнее. Несмотря на свою известную эффективность, механизм деятельности институций гражданского общества, который разрабатывался в Европе десятилетиями, все чаще дает сбой. Работая конъюнктурно, общественные организации часто ищут даже не средства для решения проблемы, а проблему под средства. Если проблемы нет, ее во что бы то ни стало нужно найти или преувеличить. Один из участников конференции, который занимается вопросами расизма в Украине и раньше никогда о FARE не слышал, поделился с «Днем» мнением, что отчет по матчу «Украина — Сан-Марино» — это «чистой воды пиар», рассчитанный, очевидно, на доноров. Так это или нет, но большинство участников конференции сошлись во мнении, что проблема расизма в Украине надуманная и не стоит так остро, чтобы попадать на повестку дня ФИФА.

«Украина — единственная страна из государств СНГ, которая стала на демократический путь развития, — резюмирует Леонид Бард, председатель организации «Америка без нацизма и расизма» (Нью-Йорк). — Призыв, как говорят, из глубины моей души: дайте Украине развиваться этим путем! Такие организации, как FARE, проводят огромную работу, нужно противостоять расизму, дискриминации, неонацизму. Но каждая страна должна иметь собственную индивидуальность. И еще: продолжается диалог между Украиной и Европой, Украиной и миром, ФФУ и FARE. И именно этот диалог является важнейшим моментом в достижении тех целей, к которым сейчас идет Украина».

Ольга РЕШЕТИЛОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ