Украина оставила группу стран-лидеров по распространенности табакокурения, переместившись с 4-го места на 24-е. Такие данные Третьего отчета ВОЗ по глобальной табачной эпидемии, обнародованные в 2011 году, красноречиво говорят о том, что украинцы отказываются от никотиновой зависимости (в 2010 году в Украине ежедневно курило лишь 25,5% населения, тогда как в 2005 году — 37,4%).
Почему курить в Украине стало немодно? Олег Скрипка, Яна Клочкова, Ани Лорак, Денис Силантьев, Григорий Чапкис и сотня других известных звезд спорта, культуры, кино подписали еще в 2008 году «Манифест против курения» и этим деморализовали образ курильщика и популяризировали здоровый образ жизни. Публичные высказывания, донесенные СМИ до миллионов сторонников кумиров — как например «Курение — это зависимость, а я — за свободу» Олега Скрипки или «Пассивное курение — мазохизм для окружающих» Яны Клочковой — прибавляют убежденности курильщикам отказаться от этой привычки-болезни, а молодых — не начинать курить.
Почему украинцы массово отказываются от курения? Государство под давлением и в сотрудничестве с международной и украинской общественностью приняло ряд законов, которые изменили отношение граждан к проблеме. Сокращение распространенности курения достигнуто благодаря воплощению мероприятий, предложенных ратифицированной Украиной в 2006 году Рамочной конвенцией по борьбе против табака (РКБТ), таких как повышение табачных налогов, запрещение определенных видов табачной рекламы, постепенное освобождение рабочих и общественных мест от табачного дыма, внедрение текстовых предупреждений на табачных упаковках. Именно благодаря этим мероприятиям табачную эпидемию в нашей стране удалось остановить.
В то же время, в мире около 5 млн. человек умирает от болезней, вызванных табакокурением. В Украине — это 100 тыс. наших сограждан ежегодно, которые преждевременно уходят из жизни. 10% от этой страшной цифры становятся жертвами пассивного курения.
Вчера «Телекритика» провела круглый стол с редакторами и журналистами ведущих изданий, где была обсуждена роль журналиста в антитабачных кампаниях. К слову, в 2010 году ТК издала практическое пособие «Незабичковане слово. Як висвітлювати тютюнові теми». Как известно, каждый раз, когда Украина пытается принять очередной антитабачный закон, СМИ просто кишат статьями — и правдивыми, и джинсовыми.
Газета «День» поинтересовалась у известных журналистов, каким является их виденье роли журналиста в антитабачных кампаниях?
Светлана ОСТАПА, обозреватель «Телекритики», член рабочей группы по подготовке законопроекта о полном запрещении рекламы табака:
— Я считаю, что рецепт для журналистов, которые хотят освещать антитабачную/табачную тематику, чрезвычайно прост: нужно писать правду. Даже, если вы лично курите, даже, если вам хотят заплатить деньги, чтобы вы исказили или скрыли информацию. Писать правду — это один из основных стандартов журналистской профессии.
Медийники обычно выступают против запрещения любой рекламы, поскольку это влияет на их доходы. Но я думаю, что интересы отрасли не могут быть выше интересов общества. Реклама не только будет популяризировать, но и формирует моду. А я против моды на курение.
Как гражданин, я всячески поддерживаю введение всех жестких норм против курения: полное запрещение рекламы табака, запрещение спонсорства табачной индустрией спортивных соревнований, подорожания сигарет, увеличения акцизов и тому подобное.
Роман ЛЕБЕДЬ, BBC:
— Задача журналиста BBC — реагировать на проблемы и вызовы, появляющиеся в обществе. Жизнь и здоровье людей — это всегда актуальная тема, и моя профессиональная обязанность — информировать об угрозах, которые могут возникать, в том числе и об опасности от влияния табака. BBC одной из первых подняла эту тему пятьдесят лет назад, когда в Британии опубликовали ключевой доклад относительно вреда курения. Архивные записи иллюстрируют, насколько изменилось отношение социума к проблеме за это время: если в 1962 году очень мало людей всерьез воспринимало опасность, связанную с курением сигарет, то в 2012 году курильщики в Британии чувствуют себя аутсайдерами. Однако, полвека подряд тема остается в повестке дня как для Великобритании, так и для Украины, которая делает попытки приблизиться к международным стандартам противодействия влиянию табака на здоровье людей. И очень важно дать аудитории объективную картину ситуации.
Константин КРАСОВСКИЙ, руководитель отдела по контролю над табаком Института стратегических исследований МЗ Украины:
— Я уже почти 20 лет занимаюсь борьбой с табачной эпидемией и за это время дал сотни интервью, провел много часов в эфире и, сейчас, анализируя этот опыт, я не могу вспомнить ни одного журналиста, который бы стал в этой борьбе на сторону табачных компаний. При этом в интернете есть куча заказных материалов против тех, кто занимается антитабачной деятельностью. Однако каждый из этих материалов является или анонимным, или подписан именем, поиск которого в интернете показывает, что это лишь первая-вторая статья такого «автора» (в кавычках, потому что обычно такое имя является псевдонимом). Кроме лжи и злобы, заказные материалы отличает и откровенный непрофессионализм: беспристрастному читателю видно, что фразы явно выдернуты из контекста, а «факты» очень легко опровергаются. Я не могу вспомнить ни одного настоящего журналиста, заботящегося о своей репутации, чтобы он или она сознательно способствовали табачным компаниям, даже учитывая то, что у этих компаний всегда есть деньги на оплату заказных материалов. Но настоящие журналисты понимают, что репутацию за деньги не купишь, а вот к журналисту с репутацией честные деньги, в конце концов, сами придут.
Анна ГОПКО, координатор Коалиции общественных организаций «За вільну від тютюнового диму Україну»:
— За последние 15 лет численность населения Украины сократилась почти на 7 млн. человек (с 52,2 млн. до 45,6 млн.), что можно сравнить с населением таких стран, как Дания, Грузия, Финляндия, Норвегия. Ежегодно Украина теряет свыше 700 тыс. своих граждан, третью часть из которых составляют люди работоспособного и репродуктивного возраста. Эти факты определяют миссию журналиста — писать о причинах вымирания населения и путях преодоления демографического кризиса. Именно поэтому важно, что журналисты активно приобщились к антитабачной борьбе, ища правду и донося ее до людей. Нести «здоровую» информацию, а не манипуляции — непростая задача во времена кризиса и тогда, когда у транснациональных табачных компаний много денег на формирование общественного мнения о неэффективности повышения акцизов, запрещении рекламы и освобождении общественных мест от курения, на дискредитацию антитабачных активистов, на формирование к себе лояльного отношения. В то же время, наша победа — а это тенденция к уменьшению курильщиков — свидетельствует, что общественность и журналисты осознают, что приоритеты общественного здоровья выше сверхдоходов табачных компаний. В последней кампании за освобождение страны от рекламы табака было десятки статей. Особенно мне понравилось название в региональной прессе — «Отравители украинцев» просят Януковича не лишать их прибылей» о том, чтобы Президент наложил вето на закон о запрещении рекламы табака.