Приходится констатировать, что решение языкового вопроса в течение четверти века отечественной независимости происходило медленно. Дает о себе знать постимперский и постсоветский синдром. Разработка трех последних языковых законопроектов в значительной степени обусловлена демонстративным пренебрежением к украинскому языку тех, кому по должности положено быть примером для населения, а не прямо или побочно обжаловать Конституционное положение о государственном языке. Любому политику или общественному деятелю стоит хотя бы в общих чертах знать Основной Закон Украины, который наделил их полномочиями и иммунитетом.
Самые громкие дебаты теперь вызывает законопроект № 5670. Документ предусматривает внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов Украины. Согласно положениям законопроекта, теряет силу ЗУ «О принципах внутренней и внешней политики», более известный как позорный языковой закон Кивалова-Колесниченко. Среди новелл документа — создание Национальной комиссии по стандартам государственного языка, которая формирует Центр украинского языка и, отдельно, Терминологический центр, а также Уполномоченного по защите государственного языка. Предусматривается институт языковой экспертизы и языковой инспекции как превентивные мероприятия по нарушению определенных Законом требований обязательного применения государственного языка. Наконец, предусмотрена уголовная ответственность за публичное унижение или пренебрежение государственным языком наравне с надругательством над государственными символами.
Но на наш взгляд, одного документа мало, учитывая хотя бы с правовой нигилизм и другие метастазы постсоветского общества. Да и сам законопроект вызывает вопрос. Больше всего волнует то, чтобы эта благая идея не стала очередным «спящим законом», а предложенная комиссия — не превратилась в очередную группу правительственных чиновников, наделенных полномочиями и немалой платой из наших карманов, которым существующая политико-правовая система не оставляет места для маневра. Ведь в правовом поле Украины достаточно действующих документов, которые определяли статус украинского как государственного языка и обязывали его использование в официальных учреждениях, как языка делопроизводства, как языка обучения и образования, международного общения и тому подобное. Но отечественные законы и другие нормативно-правовые акты имеют общий недостаток — слабый механизм реализации.
* * *
Собственно, что такое язык? Способ мышления, душа народа, код нации. А еще один из решающих факторов самоидентичности нации. Идентичность — естественный процесс, который заключается в осознании народом, который проживает на единой, определенным образом очерченной территории, исторически сформированной общности языка, культуры, обычаев, религии, а также заключается в осуждении отступления от упомянутых правил. Ее важность вряд ли нужно доказывать — ведь от осознания своей идентичности зависит шанс нации на существование, конкурентоспособность, особенно во время переоценки ценностей и шаткости системы коллективной безопасности.
Казалось бы, все просто — но нет. Поскольку такой единой и четко очерченной территории у украинцев в течение всей истории не было. Были отдельные исторические области, а одной из отечественных особенностей государственно-правового развития является извечное пребывание украинских земель под иностранной юрисдикцией. Такие веками создавали свою культуру, развивая собственные духовные и материальные достижения. При таких условиях историческим чудом является само существование Украины как независимого государства, и украинскому народу есть чем гордиться, ведь выжить при таких безумных попытках уничтожения и денационализации дано не каждому. Объективной реальностью являются русскоязычные области и их русскоязычное население. На это стоит обратить внимание — именно на такое и рассчитывал агрессор в начале войны и аннексии Крыма.
Однако не всем его планам суждено было осуществиться — среди русскоязычного населения Украины оказалось немало патриотов, готовых отдать жизнь за независимость. Во время Революции Достоинства на Майдане была палатка «Мы, русскоязычные украинские националисты». Но пятая колонна в Украине действует грубо и агрессивно. То, что, согласно Уголовному Кодексу Украины, можно было бы квалифицировать, как «раздувание междунациональной вражды», им не угрожает, учитывая затягивание в работе судов. Безумные попытки отодвинуть Одесскую область вместе с самим городом встретили такое сопротивление коренного русскоязычного населения, что понадобилась грязная провокация, чтобы не потерять лицо перед своими же. Стало очевидным — среди русскоязычного населения Украины немало адекватно мыслящих людей, а главное — патриотов Украины.
Не вызывает сомнения необходимость знать и применять украинский язык. Но кто может объяснить, как заставить думать по-украински коренного жителя Одессы, который, рискуя жизнью во время Революции Достоинства, возил пищу, давал покрышки, а теперь занимается волонтерством и помогает фронту? Как это объяснить воякам, которые держат фронт и гибну за Украину? Или студентам с востока Украины?
Как должен педагог относиться к русскоязычным студентам — принуждать их общаться сугубо на украинском или делать так, чтобы они сами этого хотели? Ведь общеизвестно, что только собственный пример является для студентов весомым, а чего стоят запреты, наглядно демонстрирует известный урок истории 1914 года. После того как IV Государственная Дума тогдашней Российской империи запретила отмечать годовщину памяти Т.Г.Шевченко, масштаб чествования Кобзаря поразил имперскую жандармерию и агентуру.
Украинский язык — это должно быть престижно, а не принудительно. И по моему субъективному мнению, мы не имеем права на ошибку, считаясь хотя бы с тем, какие вызовы сегодня преодолевает Украина и что на кону.
* * *
Какие же мероприятия, на наш взгляд, способствовали бы реализации языкового законодательства Украины, и в частности, упомянутого законопроекта № 5670? В первую очередь, стоит осознать, что работа эта нелегкая и не мгновенная. Актуальность языкового вопроса в повестке дня современной Украины означает, что до сих пор не преодолены окончательные явления постимперского и постсоветского наследия. Лишь последовательные уверенные шаги, которые реализуют определенную стратегию, могут дать желаемые результаты. Наше виденье направлено к тем, кому небезразлично будущее Украины, кто работает с аудиторией или имеет выход на общественность иным образом — педагогов, научных работников, писателей, общественных деятелей. Сегодня не время для обмена взаимными обвинениями, нужно искать диалог и связующие факторы. Поэтому первый шаг — удержаться от категоричных заявлений и избыточного радикализма.
Особенно это касается научных работников и педагогов, которых ежедневно слушает и слышит огромное количество студентов, коллег или читателей их научных работ. Образование всегда было витриной общества и теперь ее роль трудно переоценить. История Украины имеет примеры того, как именно образовательные заведения помешали окончательной полонизации и ассимиляции украинцев, стоит вспомнить братства, братские школы и полемическую литературу. Среди нынешних студентов немало тех, кто приехали как беженцы, которые с деда-прадеда разговаривали на русском языке. От нас зависит, захотят ли они учить украинский язык, приобщаться к украинской культуре, или, получив диплом, будут обогащать приобретенными в Украине знаниями экономику или культуру других государств. Только личный пример педагога делает его образцом для ученика, или же играет противоположную роль. Стоит осознать — разделять студентов по языковому признаку — по крайней мере непедагогически.
Дальше, телевидение и радиоэфир. Они должны быть наполнены лучшими образцами художественных и документальных фильмов, теле — и радиопередач. Лучшие отечественные работы должны стать повседневной реальностью, а не демонстрироваться лишь в дни национальных праздников. Трансляция исторических документальных кинопроектов также должна происходить в часы максимального просмотра, а не в полночь или в ночное время. Стоит осознавать неутешительную картину — на уровне средней и высшей школы отечественной истории не всегда уделялось надлежащее внимание. А художественный фильм или грамотно сформированный телепроект может не только пополнить знания, но и вызвать живой интерес историческим прошлым.
Речь идет не только о так называемом «серьезном кино» или передаче, ведь у каждого свой вкус, который нужно учитывать и воспитывать. Реалии рынка еще никому не удавалось отменить, поэтому зарубежное «мыло» также должно иметь достойного украинского конкурента. Стоит разрабатывать соответствующую стратегию, чтобы студенты-выпускники творческих вузов, актеры, режиссеры, драматурги, кинотелеоператоры не ехали прислуживать соседям, а имели возможность профессиональной и творческой самореализации в Украине, и, приобретя популярность, становились известными украинскими, а не зарубежными деятелями культуры. Теперь недостаточно просто снимать кино — важно его «продать», привлечь средства, сделать популярным.
Следующий пункт — популяризация современной украинской культуры в русскоязычных регионах Украины. Именно современной, с ее нынешними проблемами, потребностями, поисками, креативным виденьем. Стереотип «вишиванка-горілка-шаровари» является устаревшим и таким, который требует адаптации к условиям настоящего. Среди отечественных художников немало тех, кто получил признание в мире, где дни украинской культуры играют свою немаловажную роль в противодействии враждебной пропаганде. Очевидно, аналогичная работа также необходима в Украине и с той же целью. Наша страна всегда была богата талантами — так уже сложилось исторически, возможно, художественно-культурная сфера стала той сокровищницей, где сохранилась душа народа.
Дальше, важно осознавать, что вышеупомянутая работа ведется в условиях ощутимого враждебного присутствия в Украине на всех уровнях. Теперь наступило то время, когда каждый должен спросить себя — что я сделал для нашей победы?
* * *
Таким образом, стратегической целью должен стать престиж украинского языка как цементирующего фактора национального единства. Иначе — никак. Чтобы матери сознательно отдавали своих детей в украинские учебные заведения, а не искали и платили немалые взятки за учебу в русской школе. Чтобы студенты осознавали свою ответственность за будущее страны и были рады работать ради этого.
В этом нелегком деле Украина может положиться лишь на собственные силы. Наше государство остается один на один с собственными проблемами, безразличное к тому, что собственноручно лишило себя средств практической защиты границ и внутренней стабильности. Как никогда актуальными являются слова уроженки Украины Голды Меир о безразличии больших стран к проблемам маленьких народов. Любые необдуманные шаги и их последствия сразу же будут использованы против нас. История в который раз демонстрирует свой важнейший урок — только сильное и конкурентное государство может стать тем игроком, которому не нужно в очередной раз доказывать свое гарантированное Уставом ООН право на суверенное существование.
Таким образом, законопроект № 5670 является жизненно необходимым, однако он нуждается в действенных механизмах реализации и доработки. Важно, чтобы в борьбе с агрессором не попали в своих.
Отмечу, что этот очерк никоим образом не оспаривает чью-то монополию на истину, поэтому оставляю за собой право на ошибку.