Театр на Подоле все-таки сдали в эксплуатацию. Скоро зрители придут сюда на новые спектакли. Но киевлян не меньше интересует другой «спектакль» вокруг того, законно ли появился новый театр на Андреевском спуске. Так или иначе это здание стало одним из примеров, как в Киеве нарушаются градостроительные законы. Местные активисты приводят данные Национального союза архитекторов Украины, по которым старый проект театра архитектора Виталия Юдина был готов почти на 80%. На средства города было построено здание с окнами и кровлей. Архитектор Олег Дроздов изменил старую версию проекта на 70%. Без необходимых согласований. Так, вместо реконструкции было построено новое здание для театра.
Часть громады недовольна. Тем более что мэр Киева Виталий Кличко прежде чем сдать театр в эксплуатацию обещал провести общественные слушания. Они до сих пор не состоялись. 21 октября активисты провели общественное обсуждение под открытым небом, на Андреевском спуске, а результаты передали Виталию Кличко и Президенту Петру Порошенко. Поэтому точку в этой истории ставить рано. Как и во многих других, касающихся незаконных гостиниц в историческом центре города, поджогов и сноса памятников, проектов АЗС или торговых центров вместо парков и стадионов.
Активисты могут подробно рассказать, кто виноват, какая служба или государственный орган выдал вывод вопреки закону, но от этого мало что меняется. «День» посвятил теме хаотичной и незаконной застройки Киева десятки материалов. Иногда огласка делает свое дело. Но противостоять становится все труднее. Застройщики используют давно наработанные схемы, которые как будто и известно, как разоблачить, но, кроме громады, в этом никто не заинтересован.
ЧЕМ БЛИЖЕ К ЦЕНТРУ — ТЕМ СЛОЖНЕЕ СХЕМА
«День» собрал информацию о самых распространенных схемах и способах положить им конец. Искать примеры долго не пришлось. В октябре на заседании консультативного совета при главном управлении охраны культурного наследия Киевской городской госадминистрации рассматривалось историко-градостроительное обоснование (ИГО) «Проект реконструкции жилого дома по ул. Нижний Вал, 31-А». Появление еще одного «монстра на Подоле» консультативный совет не позволил. Но в 2016 году настоящий документ согласовали в Министерстве культуры! Разрешения, подписанные «задним числом», нарушение процедуры рассмотрения строительной документации, приватизация памятников истории и архитектуры и умышленное доведение их до упадка — это стало нормой.
«Все проводится в закрытом режиме, — констатирует Ирина Никифорова, член коллегии Главного совета Украинского общества охраны памятников истории и культуры, активистка ОО «Андреевско-Пейзажная инициатива». — Мы несвоевременно узнаем, что какие-то проекты согласовали с нарушениями высотности или режимов охраны заповедников. Самое печальное, что эти согласования дает Министерство культуры. Неоднократно в Минкульт направлялись запросы относительно историко-градостроительных обоснований на определенные проекты, им согласованные. Активисты так и не смогли их получить. Очевидно, этой информации не хотят придавать огласку. В работе Государственной архитектурно-строительной инспекции тоже есть много нарушений. Часто выдают согласование без необходимых разрешений того же Министерства культуры, ссылаясь на то, что не обязаны проверять весь список разрешений и согласований. Или понижается категория сложности объектов, особенно в историческом центре города. ГАСИ утверждает, что это не ее компетенция, что этот статус должны определять соответствующие учреждения, которые готовят экспертизу проекта. Но эти организации могут определять категорию сложности объекта по своему усмотрению».
Архитектор Олег Гречух отмечает, что чем ближе к центру города, тем более сложную схему использует застройщик, а часто и не одну. Например, начинает строительство без какого-либо согласования. Вероятно, замечали объявления о помощи в узаконивании строительства? Как объясняет архитектор, это уже устоявшаяся практика: сначала строят, а затем узаконивают. Другая схема, на которой акцентирует внимание Олег Гречух, — изменение этажности. Например, лет десять назад застройщик согласовал проект одноэтажного здания. Впоследствии проект изменился, но снова согласовывать его владелец не хочет. И строит вместо одного девять этажей. Еще и обосновывает это ссылками на законы.
«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА — БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАЖЕЙ ПОРЯДКА»
Знаток практически всех скандальных афер, которые происходили в Киеве, бывшая депутат Киеврады, член координационного совета объединения общественных организаций «Киевское вече» Елена Терещенко (Ескина) отмечает, что разоблачить схемы и найти их фигурантов очень просто. Другое дело — привлечь виновных к ответственности.
«Главная проблема — бездеятельность правоохранительных органов, — подчеркивает Елена. — Уголовные дела возбуждают только под огромным давлением, но их не расследуют. Даже резонансные дела не имеют надлежащих последствий. Возьмем, к примеру, дом на улице Богдана Хмельницкого, 12-14, где произошел обвал и погибли люди. Виновным в этом сделали прораба. Схема заключалась в том, и она очень распространена, что в отселенном доме появляется фиктивное ОСМД, которое пытается ликвидировать регистрацию первого ОСМД. Удивительным образом в 2015 году из коммунальной собственности Шевченковского района этот дом передается фиктивному ОСМД и сразу начинаются вот эти противоправные работы. Год мы писали письма в разные инстанции об этой ситуации, вызывали полицию, управление охраны культурного наследия, я докладывала об этом в Киевраде — и никаких результатов. Пикетировали несколько раз прокуратуру и заставили открыть уголовное производство. Через день после пикета у прокуратуры дом рушится. Лишь потом назначают служебное расследование».
Также Елена Терещенко (Ескина) напоминает о так называемом «доме с ромашками» на улице Златоустовской, 35. «Хотя это был только что выявленный объект культурного наследия, в нормальном состоянии, компания «Укрбуд» захотела его лишиться, — комментирует активистка. — Сначала был поджог, потом получили выводы от трех экспертных учреждений, что дом аварийный. На основании этих выводов заместитель министра культуры Тамара Мазур пишет письмо рекомендательного характера в департамент культуры КГГА, что, по ее мнению, нет смысла сохранять этот объект культурного наследия. Директор департамента культуры Диана Попова издает приказ об исключении дома из перечня объектов культурного наследия. Без каких-либо проверок. И сразу дом сносят».
«ДОСТУП ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ДОКУМЕНТАМ СНИМЕТ НАПРЯЖЕНИЕ»
Несмотря на резонанс и скандальность многих схем, ни один из экспертов не жаловался на несуразное законодательство. Законы прописаны хорошо. Но выполняются ли? Недавно эксперт неправительственной организации «Офис эффективной регуляции — BRDO» Елена Шуляк опубликовала на одном из интернет-ресурсов интересные данные: лишь 72% населенных пунктов имеют свои планы застроек, из них в открытом доступе — только 24%. Хотя постановления правительства, которые вынуждают публиковать эту информацию, давно приняты. Но до сих пор информация о генпланах, градостроительные проекты и т.п. скрыты.
«Причин две. Первая — отсутствие или устарелость самой документации. Вторая — элементарное несоблюдение местной властью законодательства о предании огласке информации о градостроительной документации, — пишет в своем блоге Елена Шуляк. — Почему это так важно? Во-первых, доступ общественности к градостроительной документации снимет социальное напряжение в обществе, особенно в части незаконных застроек парков и природоохранных зон. Во-вторых, это поможет гражданам делать правильный выбор при покупке недвижимости и оградит от неправильных инвестиций. В-третьих, открытый доступ к градостроительной документации будет способствовать повышению заинтересованности зарубежных инвесторов к Украине».
«ЮНЕСКО НУЖНО ИНФОРМИРОВАТЬ ОБО ВСЕМ»
Эксперты убеждены: чтобы положить конец хаосу в строительной сфере, нужно выкладывать в открытый доступ все документы о сомнительных строительствах. Застройщики и чиновники, кажется, считают иначе.
Способ остановить бесконтрольную строительную трансформацию Киева — реальные наказания и привлечения к ответственности виновных. По данным Елены Терещенко (Ескиной), в столице насчитывается 200 самовольных объектов, о которых известно прокуратуре. То есть это самострои без каких-либо документов. Снесен ли хоть один? Наказаны ли владельцы компаний и чиновники, причастные к их появлению? Система застройки Киева работает настолько согласованно, что, даже выводя из строя один элемент, невозможно остановить весь механизм. Страдают от этого жители столицы, а хаос в городе берет верх над комфортом.
«Минкульт этого не делает, ссылаясь на то, что это коммерческая тайна и речь идет о продукте интеллектуальной собственности. Но это не так. Пусть нельзя публиковать данные самого проекта, но тот же текст историко-градостроительного обоснования можно хотя бы предоставить в ответ на информационный запрос, — комментирует Ирина Никифорова. — Также нужно вернуть норму об общественных слушаниях проектов, хотя бы резонансных, в историческом центре. Вот сейчас разрабатывается процедура информирования ЮНЕСКО о проектах и изменениях в буферной зоне памятников Всемирного наследия. Это хорошо, но существует мнение, что решение, нужно ли информировать ЮНЕСКО, будет принимать Министерство культуры или департамент культуры КГГА. Как по мне, здесь возможна коррупционная составляющая. В цивилизованном обществе, может, и нет необходимости информировать об этом. Но у нас нужно рассказывать ЮНЕСКО абсолютно все. Например, если есть проект строительства возле трех— или четырехэтажного здания, нет случаев, чтобы застройщик придерживался такой высоты, всегда появляются значительно более высокие объекты».
Другой способ остановить бесконтрольную строительную трансформацию Киева — реальные наказания и привлечения к ответственности виновных. По данным Елены Терещенко (Ескиной), в столице насчитывается 200 самовольных объектов, о которых известно прокуратуре. То есть это самострои без каких-либо документов. Снесен ли хоть один? Наказаны ли владельцы компаний и чиновники, причастные к их появлению? Система застройки Киева работает настолько согласованно, что, даже выводя из строя один элемент, невозможно остановить весь механизм. Страдают от этого жители столицы, а хаос в городе берет верх над комфортом.