Святая Богородица, Николай Чудотворец, Святая великомученица Варвара и «Святая вечеря» — народные иконы, написанные в ХІХ веке, представил в Винницком областном художественном музее известный местный художник и меценат Владимир Козюк. В экспозиции «Духовные сокровища. История спасения» 120 народных полотен. Большинство из них уже выставляли в Национальном заповеднике «София Киевская», Киево-Печерской лавре, Музее украинского искусства в Нью-Йорке, но в Виннице полную коллекцию показали впервые. В целом, в фондах Владимира Козюка хранится более 250 народных икон. Его уникальная коллекция была признана Книгой рекордов Украины как самая крупная в государстве. А сам меценат установил национальный рекорд в категории «Благотворительность», потому что передал из частной коллекции в музеи Украины 1500 экспонатов. Теперь готов отдать 80% своих фондов, если только в Виннице откроют музей Подольской иконы и обеспечат надлежащий уход за полотнами.
«ТО, ЧТО ИКОНЫ СОХРАНИЛИСЬ И ДОШЛИ ДО НАШИХ ДНЕЙ, — УЖЕ ФЕНОМЕН»
На выставке представлены иконы крупного формата и полисюжетые. Их особенностью является то, что они нарисованы обычными народными умельцами, поэтому похожи больше на картину, чем на икону. Народные мастера рисовали их на полотне, которое потом натягивалось на раму. Будучи до двух метров в ширину, икона делилась на сегменты, каждый из которых имел свой сюжет или в них воспроизводились разные святые. Кроме того, на таких иконах часто рисовали цветы и изображали святых «близкими» к людям, демонстрируя народные представления о красоте и духовных качествах человека, отмечает Владимир Козюк. В его экспозиции можно увидеть иконы на доске и многодельные иконы на полотне, встретить изображения святых, которых почитают во всем православном мире, и тех, которые считались покровителями определенных мест и помощниками в определенных делах. Самые старые иконы в коллекции художника датируются серединой или концом ХІХ века. По его словам, древнее найти невозможно, потому что они просто испортились.
«Церковь боролась с этими иконами, называя их неканоническими. Ведь на них встречаются цветы и другая символика, которую не использовала церковь, но которая нравилась крестьянам. Еще одними противниками народных икон были фабрики-монополии, которые их выпускали. Различными путями они боролись с такими творениями, а иногда просто уничтожали. То, что иконы сохранились и дошли до наших дней, — это уже феномен», — отмечает Владимир Козюк.
Собирать народные произведения религиозного искусства коллекционер начал еще в детстве. В 10 лет в его руки попала первая народная икона, которую он нашел в старом развалившемся доме. Тогда, вспоминает, его удивило, как это люди могли забыть икону, и он забрал ее себе. В советское время покупал иконы за карбованцы. Тогда они стоили мизер, это сейчас цена может доходить до нескольких тысяч долларов. Некоторые иконы ему отдавали старожилы за помощь по хозяйству, кто-то просто дарил, но были и такие, которые завещали после смерти, чтобы сохранились.
«Когда я вернулся из армии, прибежала соседка и принесла икону, говорит, что это мне баба Мария из соседнего села оставила: «слышала, что ты собираешь, так отдала, чтобы не пропала...» Иногда я одалживал деньги — так не хотелось терять раритет, который можно было приобрести. Поэтому все экземпляры в моей коллекции или подаренные, или я приобрел их за собственные средства. Не всегда просто было отрывать от семьи — жены и двух детей, но иначе не мог, потому что уже тогда знал, что подобного в мире больше не найти, — отмечает коллекционер. — На выставке представлена половина коллекции, потому что большинство на проклейке или на реставрации... Реставрирую за собственные средства. Для меня особенно ценные и интересные — многодельные с цветочным орнаментом. Это чисто подольские иконы, которые представляют накопление духовного опыта наших предков. Если мы будем это популяризировать и показывать, то можем состояться в мире, потому что Украина до сих пор остается в культурном мире незамеченной».
«НАРОДНЫЕ ИКОНЫ НАЗЫВАЛИ УНИАТСКИМИ — И В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ЭТО БЫЛА УНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ»
Презентация экспозиции собрала много людей, не только верующих, но и искусствоведов, художников, культурную интеллигенцию города, ведь продемонстрированные иконы рассматривались не только сквозь призму сакрального или духовного значения, а и как произведения искусства — образцы работ народных умельцев, так называемых богомазов. Когда они рисовали домашние иконы, то руководствовались не устоявшимися канонами, а собственными, народными представлениями о невидимом, духовном мире. Поэтому они отличались от канонической византийской традиции прежде всего тем, что образы на них были живыми, человеческими, с эмоциями на лицах. Каждый святой имел свои черты и характерные особенности, максимально приближенные к реальным людям.
«Подолье в эпоху барокко стало центром иконописи, хотя иконы, выполненные подольскими мастерами, не всегда отвечали церковным канонам. До нашего времени таких образцов искусства дошло очень мало, больше упоминаний в литературе. Но те, которые сохранились, являются подтверждением художественного расцвета, который существовал в XVIII—ХІХ веках, — рассказывает искусствовед Татьяна ЖУРУНОВА. — Домашние иконы размещали в церквях, домах, причем по периметру. Определенное время в советское время народные иконы не считались искусством, потому их не хранили. Только во второй половине ХХ века как будто начали интересоваться и собирать коллекции. Пик пришелся на 1980-90-е годы — это то время, когда эти иконы можно было найти, сегодня уже это редкие случаи.
В православной церкви народные иконы называли униатскими, и в определенной степени это была уния художественная, потому что они совмещают и византийский канон, и западноевропейскую живопись, и народные представления о красоте человека, среды. На них встречается много цветов как образ райского сада, который есть в воображении. Часто можно услышать, что образы святых писали с родных и близких, но в то же время заметно, что определенные образы переходят из икон в икону, так что, вероятно, их создавали школы или мастерские художников, которые имели собственный стиль. Кроме того, определенные элементы орнаментов из икон можно встретить в гончарстве или ткачестве, то есть, возможно, это был один и тот же народный мастер, который просто работал в разных техниках. Более того — существуют упоминания, что иконостасы в церквях имели именно такие народные образцы. Но потом вышел имперский указ о том, что нельзя строить церкви в украинском стиле и рисовать иконы. И народная икона стала словно противодействием этому запрету, потому что еще в епархиальных сведениях есть свидетельства, что подолянам больше нравились народные образы на иконах, чем те, которые сохранялись в церквях».
«СИЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ ОТ НАРОДНЫХ ИКОН»
Домашние иконы были декорированы стилизованными цветами: розами, раскидистыми пионами, гвоздиками, лилиями, тюльпанами, виноградной лозой. Ими украшали жилища, размещали по периметру. Своим колоритом народные иконы гармонировали с вышитыми рушниками, красочными коврами, веретами, керамикой, витинанками, росписями стен, писанками и органично вписывались в интерьер подольского дома. Но сейчас, глядя на них, очаровываешься непосредственностью и наивной искренностью в создании образа. Поэтому, как отметил один из посетителей выставки Валентина ДОБРОВОЛЬСКА, они приближены к мирским человеческим заботам, — как будто «живые».
«Посмотрите на эти изображения: они более земные, человеческие, хотя должны быть святыми. Это вызывает определенный трепет, потому что воспринимаются совсем иначе, чем в церкви, они как будто более близкие, — отмечает Валентина. — Такие работы позволяют понять, что люди, жившие до нас на этом свете, тоже ошибались, совершали разные поступки, то есть были такими, как мы. Я уже видела такие иконы — в селе моих родителей у старенькой бабушки. Но в таких количествах, в таких масштабах — впервые. Выставка очень богатая, я даже не ожидала, что получу такое сильное духовное обогащение от народных икон, хотя и слышала о коллекции Владимира Козюка. Благодарна ему, что он не только коллекционирует такие вещи, покупает, собирает, но и показывает все это людям, даже дарит в музейные фонды, чтобы древние произведения искусства увидело как можно больше людей».
«НУЖНО ТОЛЬКО ПОМЕЩЕНИЕ — И ВИННИЦА БУДЕТ ИМЕТЬ СВОЙ УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ПОДОЛЬСКОЙ ИКОНЫ»
Собственно, подольские народные иконы для Владимира Козюка — это не просто коллекция или тема исследования, это большая часть жизни, потому что коллекционирует он их уже 37 лет. Коллекционер избрал именно подольскую народную икону как воплощение духовной жизни жителей родного края. Владимир считает, что весь накопленный духовный и художественный опыт народа, яркие традиции иконописного ремесла должны быть переданы будущим поколениям. Начиная с 2003 года он передает в Винницкий краеведческий музей удивительные экспонаты, дарит целые коллекции. Но больше всего мечтает о постоянной экспозиции, о создании регионального музея народного искусства. Поэтому нынешнюю выставку организовал, чтобы привлечь внимание общественности и напомнить, что готов хоть сегодня передать 80% своей коллекции в новосозданный музей. Но поскольку соответствующее помещение все еще не найдено, его коллекция фактически вынуждена путешествовать с выставки на выставку.
«В Украине народные иконы собирают немногие коллекционеры. Кроме меня, подобные коллекции есть у Ивана Гончара, Ольги Богомолец, Ивана Кулика, Бориса Херсонского и Виктора Ющенко. Но у меня, пожалуй, самая большая коллекция, которую я готов отдать государству при условии надлежащего хранения. Это фактически сформированная экспозиция народной иконы, аналогов которой нет в Украине. Нужно только помещение — и Винница будет иметь свой уникальный музей Подольской иконы, посетить который будут приезжать отовсюду. Но пока, к сожалению, этот вопрос остается на уровне разговоров», — говорит Владимир Козюк.
Все, кому небезразлична история родного края, могут прикоснуться к старине, пропитанной духом и верой, и посетить выставку подольской иконы в Винницком областном художественном музее. Экспозиция продлится до 15 января 2020 года, то есть будет работать на протяжении всех новогодних и рождественских праздников.