Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Подружить» детей с природой

Свыше 600 детских садов присоединились к программе «Дошкольникам — образование для устойчивого развития»
27 сентября, 2016 - 10:57
ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА КИЕВЛЯНЕ АННА (НА СНИМКЕ) И МИХАИЛ КАЛИНОВСКИЕ ЖИВУТ ПО ПРИНЦИПУ ЭКОНОМИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И СОРТИРУЮТ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ. А НАЧАЛОСЬ ВСЕ С... ДЕТСКОГО САДА, КОТОРЫЙ ПОСЕЩАЕТ ДОЧЬ АННЫ И МИХАИЛА И ГДЕ ПРОХОДИЛИ КУРСЫ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ДЕЙСТВИИ». ФОТО СДЕЛАНО В АПРЕЛЕ 2016 ГОДА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В течение последних шести лет в Украине действует совместный со Швецией проект «Образование для устойчивого развития в действии», в рамках которого ученики проходят курс за выбором «Уроки для устойчивого развития». Обучение предусматривает формирование у детей такой модели экологически дружественного поведения, чтобы, не снижая свой уровень жизни, заботиться о будущих поколениях. Идет речь в первую очередь о бережливом отношении к окружающей среде, своему здоровью и людям в обществе в целом. Коллектив проекта разработал специальную школьную программу в формате курсов по выбору, факультативов, клубов, кружков и других форм занятий. За это время курс «Уроки для устойчивого развития» охватил свыше 500 школ в 14 регионах Украины, а это  сотни тысяч детей, их родителей, друзей и близких.

Результаты — сохраненные ресурсы. По подсчетам неправительственной общественной организации «Учителя за демократию и партнерство», которая реализует проект, после освоения курса «Уроки для устойчивого развития» дети и семьи существенно сократили потребление воды и электроэнергии — на 10—12%, продуцирование мусора уменьшилось на 12—15%. Это привело к уменьшению размера счетов за коммунальные услуги, дети научились экономить средства, меньше покупают ненужных вещей. Проект расширили благодаря курсам «Основы критического мышления» и «Шаги для понимания», в рамках которых дети учились общаться, говорить о своих потребностях, находить компромиссы в конфликтах и тому подобное.

Следующим шагом для расширения проекта «Образование для устойчивого развития в действии» стало внедрение программы «Дошкольникам — образование для устойчивого развития». Этот эксперимент начался три года тому назад, и в нем приняло участие свыше 600 детских заведений по всей Украине (о том, как он изменил жизнь обычной киевской семьи — в материале «Зеленое» воспитание — с садика» в №62-63 «Дня» за 8—9 апреля этого года). Проект набирает размаха, и недавно ГО «Учителя за демократию и партнерство» презентовала учебный курс для всех дошкольных заведений, которые хотят приобщиться.

«Основы программы разрабатывались в рамках международного украинско-шведского проекта, как и другие материалы. Потому что сегодня это часть большой программы, которая охватывает основную школу с первого по девятый класс. Ее суть, как и суть любого образования для устойчивого развития, заключается в овладении детьми жизненными навыками экологически дружественного поведения, навыками организации своего здоровья, своего окружения, без которых человек не может существовать. Мы начинаем с трех лет, имеем программы для детей трех и пяти лет. В настоящее время разрабатываем программу для четырехлетних», — комментирует один из разработчиков методических материалов, доктор педагогических наук Елена ПОМЕТУН.

Обучение сбалансированному развитию содержит экономическую, экологическую и социальную составляющие. При этом новыми ежедневными навыками должны овладеть и дети, и взрослые.

«Мы начинаем работу с очень маленьких детей и через них пытаемся достучаться к их родителям. В настоящее время, по результатам более чем трехлетней деятельности по внедрению программы, мы видим, что дети со сформированными социальными навыками влияют на своих родителей: рекомендуют им выключить свет, следят за тем, чтобы сэкономить воду, — акцентирует разработчица программы, доктор педагогических наук Наталья ГАВРИШ. — Программа «Дошкольникам — образование для устойчивого развития» — европейского уровня и качества. В Европе детсад — это среда развития, и так должно быть и у нас. Внедрение программы основывается на принципе эмпауэрмента (воспитание и обучение в действии, в эксперименте, поддержка в ребенке желания познавать и свободно высказываться в творчестве. — Авт.). Потому что в нашей системе — дошкольной и школьной — преобладает подход информирования, когда учитель говорит, а дети слушают и молчат. В итоге дети знают, что нельзя срывать листья с деревьев, что нельзя никого толкать, но когда доходит до конкретной ситуации, оказывается, что это информирование ничего не стоит. Поэтому мы должны научить воспитателей не информировать детей, а пробудить у них любопытство к окружающему миру, воспитать ответственность».

Участники проекта приглашают детские дошкольные заведения приобщаться к этой социально значимой программе, чтобы вместе делать чрезвычайно важное дело.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ