В последнее время пользователи железнодорожного транспорта все чаще стали выходить на улицы. Возмущение людей вызывает отмена ряда поездов далекого и пригородного следования, альтернативы которым граждане пока что не видят. Так, в начале апреля митинговали на Житомирщине, а в эти выходные — на Донетчине, люди взволнованы и на Волыни. В пресс-центре «Укрзализныци» нам сообщили, что на днях ведомство предоставит СМИ исчерпывающую информацию о точных изменениях и альтернативах относительно пассажирских перевозок, которые произойдут с введением нового графика движения в конце мая. Сейчас же производятся последние коррекции. Как объяснили «Дню», такие изменения — составляющая процесса оптимизации пассажироперевозок, вызванной устарелостью нынешней системы, сложившейся еще во времена Советского Союза, когда существовала большая нагрузка на железную дорогу. «Специальная автоматизированная система проанализировала загруженность каждого поезда и затраты на его обслуживание. Соответственно, приняли решение о перераспределении маршрутов. Еще один фактор реформирования — введение скоростного движения, формирование скоростного коридора между городами, принимающими Евро», — рассказали в пресс-центре. Нас уверили, что «это не означает, что «Укрзализныця» отрезает людям связь». Но, похоже, убедить в этом пассажиров будет не так просто.
На Волыни реконструируют вокзал и... отменяют поезда
Руководители Волынской областной и Луцкой городской организаций вместе с руководителем Львовской железной дороги Богданом Пихом показали местным журналистам, на каком этапе находится реконструкция вокзала. Тогда же Богдан Пих сообщил, что с появлением восстановленного помещения вокзала в областном центре Волыни через станцию «Луцк» увеличится пассажиропоток. Это было в конце прошлой недели, а уже в начале этой заместитель главы Волынского областного молодежного общественного объединения «Ассоциация молодых реформаторов» (сокращенно АМОРЕ) Мария Доманская, которая учится в одном из львовских вузов, получила ответ на свой запрос относительно отмены курсирования через Луцк единственного пассажирского поезда, соединяющего наш город со Львовом, Ивано-Франковском и Черновцами. Поезд №668 «Ковель — Черновцы» действительно должен быть отменен.
Причины такого решения начальник пассажирской службы Львовской железной дороги Богдан Яворский объяснил уменьшением пассажиропотока, устареванием подвижного состава, убыточностью, экономической нецелесообразностью и тому подобное. Но с Волыни в вузах этих городов учится множество студентов, которым накладно будет пользоваться услугами автобусов. Мария Доманская сообщила, что сейчас их организация собирает подписи волынян под обращением к руководству Львовской железной дороги и к главе Волынской ОГА Борису Климчуку, а также совершено обращение к главе Волынского областного совета, чтобы этот вопрос рассмотрели на сессии. Отмену единственного поезда, соединявшего Луцк с областными центрами Западного региона, называют абсурдной. Возможно, не нужен такой многоместный поезд, стоит изменить и график его движения, потому что и в Луцк, и во Франковск он прибывает среди ночи. Да и если говорить об экономической целесообразности и убыточности, то чем объяснить расходы железной дороги на реконструкцию старого луцкого вокзала?.. Так сложилось, что Луцк — тупиковая станция, а мощным железнодорожным узлом на Волыни является город Ковель. Сейчас из Луцка без пересадки можно заехать только в Киев, Москву, Одессу, Симферополь. Остальные поезда — из Ровно, Львова, того же Ковеля. Новый проект луцкого вокзала уже производит впечатление. Сами железнодорожники утверждают, что он будет не просто визитной карточкой города и около него будут фотографироваться молодожены, но и станет самым красивым на территории Ровенской дирекции железнодорожных перевозок. Начальник Львовской железной дороги в Луцке заявил, что этот проект, скорее всего, не скоро окупится, если вообще окупится. Внутри вокзал украсят гранитом, колоннами, распишут стены картинами луцкой тематики, в конце концов, городские власти реконструируют и привокзальную площадь. А вот будут ли крытые перроны — еще вопрос. Как и то, будут ли заезжать сюда поезда, хотя они лучанам все же нужны.
Мариупольцы провели самый масштабный митинг за последние годы
Осенью минувшего года жителей приморского города «обрадовали» известием о том, что в скором времени железнодорожная станция «Мариуполь» может лишиться из-за нерентабельности целого ряда пассажирских поездов. И уже с ноября Донецкая железная дорога прекратила сообщение по маршрутам Мариуполь — Липецк, Мариуполь — Львов. Чуть позже прекратил действие маршрут Полтава — Мариуполь. Следующими на очереди обещают стать направления на Харьков и Санкт-Петербург.
21 и 22 апреля площадь перед зданием горсовета заполнилась тысячами неравнодушных к проблеме горожан. Акция, ставшая самой масштабной в Мариуполе за последние несколько лет, объединила десятки общественных организаций и интернет-сообществ. Глава Союза казаков Донбасса Анатолий Безручко отметил, что местной власти не раз направлялись запросы относительно отмены поездов, однако они так и остались без ответа. Анастасия Богданович, представитель Союза экологов Украины, выразила уверенность в том, что в Мариуполе, городе экологической катастрофы, нужно немедля предпринимать меры к спасению жителей от непомерной техногенной нагрузки: «Вместо этого они отменяют поезда! Это удар ниже пояса! Вот уж сколько лет мы не можем купить билеты, студенты не могут доехать к месту учебы. А они говорят: не наполненность! Это что за исследования такие?!»
В резолюцию участники акции протеста включили ряд требований к предприятию- монополисту и властям всех уровней. В документе в частности говорится: «В планах «Укрзалізниці» связать Мариуполь с внешним миром только посредством пригородных поездов — электричек. Ликвидация железнодорожного сообщения приведет к росту безработицы в Мариуполе, уменьшению наполняемости городского бюджета, созданию проблем для горожан, живущих в России и Беларуси, сужению возможностей молодежи получать образование в других городах. Мы требуем срочно отменить закрытие железнодорожного сообщения со станции Мариуполь, срочно вернуть ликвидированные в 2011 году поезда, не допускать приватизации железнодорожного транспорта и уничтожения его инфраструктуры. Представителям власти регулярно информировать общественность о результатах принятых мер». Резолюция была направлена Президенту для оперативного реагирования и пересмотра данного решения.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир СЕЛИВАНОВ, пресс-секретарь Донецкой железной дороги:
— Железнодорожный вокзал «Мариуполь» является одним из основных пунктов обслуживания пассажиров как в дальнем, так и в пригородном сообщении Донецкой железной дороги. Это один из ключевых пассажирских объектов нашего предприятия. На территории Донецкой железной дороги — это третий город по населенности после Донецка и Луганска. Интенсивность движения на маршруте Донецк — Мариуполь одна из самых больших у нас на дороге. Система пассажирских перевозок не пересматривалась с советских времен. За это время не только изменилась страна, но и пассажиропоток, развились другие виды транспорта. Железнодорожники никогда не ориентируются на экономическую составляющую вопроса. Если бы мы рассматривали вопрос исключительно через финансовую призму, не курсировало бы ни одного поезда. Пассажирские перевозки убыточны. Но в связи с тем, что сейчас рассматривается другая модель перевозок, те поезда, которые курсировали раньше, осуществляли это исключительно по инерции.
С 27 мая по станции «Мариуполь» будет изменен маршрут следования нескольких поездов. В частности, поезд Мариуполь — Липецк был отменен осенью прошлого года в связи с тем, что только 4 % пассажиров следовало из Мариуполя до Липецка. Это даже меньше чем полвагона, поезд использовался исключительно как пригородный. Поездам № 21/22 Мариуполь — Львов и 69/70 Мариуполь — Львов мы сократили маршрут следования (теперь они будут курсировать из Донецка) по той же причине: больше 70 % пассажиров осуществляли посадку по станции «Донецк». Посадка по Мариуполю не превышала 7—8 %. Согласно новому графику (27 мая), данный поезд будет курсировать ежедневно. При этом в ближайшее время будут запущены ускоренные поезда «Хюндай», которые свяжут Донецк, Харьков, Львов, Киев. Относительно сегодняшних изменений: не будем скрывать, что моральное и физическое состояние поезда Мариуполь — Харьков давно оставляет желать лучшего. Возраст вагонов превышает допустимые 28 лет. Дальнейшая их эксплуатация — элементарное неуважение к пассажирам. Поэтому было принято решение, что двухэтажный поезд «Шкода» (с местами двух классов, местами для пассажиров с ограниченными возможностями) кроме вышеназванных городов также будет заходить в Мариуполь и Луганск по Донецкой железной дороге. То есть старый поезд заменяем новым. Пассажиропоток поезда Мариуполь — Санкт-Петербург не превышает по Мариуполю 5 %. Данный поезд будет следовать из Донецка. Отмечу, что на сегодня между Донецком и Мариуполем курсируют 12 поездов в пригородном сообщении. Это одно из самых интенсивных движений на территории «Укрзализныци».