Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Погоня за безопасностью

В Киеве продолжается проверка качества перевозок в маршрутках. Как это повлияет на комфорт пассажиров?
29 ноября, 2017 - 10:18
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Поездка в городской маршрутке иногда напоминает аттракцион. Выброс адреналина и самые разнообразные эмоции, от удивления до возмущения, гарантированы. Изза многочисленных инцидентов на дорогах столичные маршруточники переживают большую ревизию. Внеплановую. Проводится проверка качества и безопасности перевозок. По поручению мэра Киева Виталия Кличко департамент транспортной инфраструктуры Киевской городской госадминистрации совместно с Государственной службой Украины по безопасности на транспорте с 9 ноября начал комплексную проверку владельцев маршрутных автобусов, в том числе на наличие лицензии и соблюдение стандартов перевозки пассажиров. Ревизия завершилась на этой неделе.

Такая инспекция является реакцией городского головы на трагедию, недавно произошедшую на улице Героев Днепра. Из-за нарушения правил дорожного движения маршрутка сбила насмерть двух человек прямо на остановке общественного транспорта. Как уверяет Виталий Кличко, все безответственные и недобросовестные компании должны лишиться лицензий и покинуть рынок перевозок.

НИКАКОГО НАДЗОРА

Столичные маршрутки давно имеют славу не слишком комфортного и иногда опасного вида транспорта. Город, как ни странно, пытается исправить ситуацию, причем уже не первый год. Так, несколько лет тому назад Общественный совет при КГГА инициировал проект по улучшению качества маршрутных перевозок (об этом «День» писал в материале «Под музыку Вивальди...» в №36 от 27 февраля 2014). Предлагалось сделать так, чтобы водители работали в аккуратной рабочей форме, сами автобусы были без рекламных объявлений, шансона из приемников и грязных салонов. Среди требований, выдвигавшихся к перевозчикам, были ежедневные технические осмотры автобусов перед началом и завершением рейса, выдача билетов на оплату проезда, появление кондуктора и даже уроки вежливого и этичного общения водителей с пассажирами. Два месяца Общественный совет вел переговоры с перевозчиками при посредничестве городского транспортного департамента, однако воз и ныне там.

Хотя исследования показывают, что именно от позиции водителя и технического состояния автобуса зависит безопасность перевозки. Семь лет назад в Украине впервые начали проводиться технические расследования масштабных ДТП. Их ввело правительство после трагедии на железнодорожном переезде в городе Марганец Днепропетровской области, в результате которой погибло около полусотни человек. Об этом «Дню» рассказал директор Департамента безопасности Министерства инфраструктуры Николай Горбаха, ныне старший консультант парламентского комитета по вопросам транспорта (детали в материале «37 требований к отечественному автопрому» в №2 от 10 января 2014).

Эксперты выясняли все мелочи, которые могут вызвать масштабные аварии: где учился водитель, кто его инструктировал, когда он вышел на маршрут, проходило ли транспортное средство предрейсовый технический осмотр, какая репутация перевозчика на рынке, вкладывает ли он средства в безопасность дорожного движения. Первые результаты технических расследований показали, что основные недостатки системы безопасности движения касаются персонала, конструкции транспортного средства, дорожной инфраструктуры и организации безопасности перевозок на предприятии.

ПЯТЬ ВРАЧЕЙ НА 130 АВТОБУСОВ

По разным данным, ежедневно маршрутками Киева пользуется около миллиона пассажиров. А контроля практически никакого. По данным Государственной службы Украины по безопасности на транспорте, здесь работает 250 инспекторов по безопасности движения на всю страну, в Киеве — всего восемь. Реально ли такому маленькому количеству людей уследить за всеми нарушениями?

Не хватает соответствующего персонала и в самых фирмах, занимающихся перевозками. Так, директор ООО «Трансгруп» Владимир НАЗАРЕНКО недавно заявил журналистам, что у него на предприятии работает пять врачей на 130 автобусов. Кроме того, водители работают сверхурочно: вместо шести-восьми часов имеют 12-часовой рабочий день. Усталость, раздражение, истощение на фоне чрезвычайно интенсивного движения в столице накладываются друг на друга, и в итоге имеем чрезвычайные ситуации.

Киевляне крайне этим недовольны. Год назад даже зарегистрировали на сайте Киеврады петицию с требованием заменить маршрутки электротранспортом. Она набрала необходимые десять тысяч голосов, чтобы ее рассмотрели на сессии Киеврады. Однако чиновники ответили, что полностью избавиться от маршруток не получится. Объявлять им «войну» тоже не будут — просто развивать сеть коммунального транспорта, закупая новые автобусы и троллейбусы. Впрочем, это дело не одного года. А пока киевляне и жители других городов будут пользоваться услугами маршрутных перевозок, потому что иногда это единственный способ быстро добраться до нужного места.

«ВСЕХ УСТРАИВАЕТ «ЧЕРНЫЙ НАЛ»

Сами перевозчики сетуют, что требовать от них дешевого, удобного да еще и безопасного проезда — почти фантастика. Практически каждый раз, когда повышаются цены на проезд, владельцы маршруток объясняют, что цена на топливо увеличилась, плюс надо покупать запчасти и давать зарплату водителям. Поэтому хотите безопасной езды — платите больше.

«Когда повышается стоимость проезда, всегда интересуются, когда повысится качество. Но никто не спрашивает, покрывает ли это наши расходы, — заметил Владимир Назаренко на недавнем брифинге. — Например, новый автобус стоит два миллиона гривен, средств на его покупку нет, берем в кредит или лизинг — это уже четыре миллиона гривен. Если взять маршрут продолжительностью 24 и 60 минут, стоимость проезда составляет соответственно пять и шесть гривен. В Варшаве разовый билет на поездку продолжительностью 75 минут стоит 30 гривен. Коммунальному транспорту доплачивают разницу тарифов и перевозки льготников, а частные перевозчики этого не видят».

Специалисты по безопасности дорожного движения не согласны с тем, что вся проблема только в цене за проезд. Для начала предлагают показать рентабельность хотя бы одного маршрута. Есть сомнения, что кто-то согласится раскрывать карты. «Это будет тогда, когда во всех маршрутках появятся электронные билеты, чего требует законодательство. И мы будем четко видеть обороты наличных, которые проходят на каждом маршруте. Думаю, это достаточные суммы, потому что такая система сейчас устраивает и водителя, и перевозчика. А это «черный нал», который идет мимо бюджета», — комментирует Виктор КОЗОРИЗ, вице-президент общественной организации «Общество участников движения».

ВИДЕОКОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНА

Так как же сделать маршрутки безопасными? Эксперты рассматривают несколько вариантов. К примеру, введение штрафов за парковку на остановках общественного транспорта — часто именно это вызывает аварии. Да и сами остановки должны стать местом безопасности, а не риска.

«Было несколько серьезных инцидентов, когда на остановки общественного транспорта влетал какой-то транспорт и сбивал пассажиров, — продолжает Виктор Козориз. — Кроме этого, надо создавать условия, чтобы не было гонки между водителями, кто первый займет пассажиров на остановке и получит какую-то копейку. Наши рекомендации очень простые — все городские маршрутки должны быть оборудованы видеорегистраторами. В некоторых междугородных маршрутках они уже есть, возможно, по инициативе владельца маршрута, потому что в правилах дорожного движения этой нормы нет. Я ездил такими маршрутками, и там водители четко соблюдают правила дорожного движения, понимая, что за ними есть контроль. В городских маршрутках такого надзора нет».

Наблюдение через камеру может дисциплинировать водителей. А в случае аварии видеозапись станет источником информации, по чьей вине она произошла. По мнению члена правления «Союза автомобилистов Украины» Максима МОРГУНСКОГО, кроме видеорегистраторов, маршрутки стоит оборудовать устройствами, которые будут регулировать время работы водителей. Если водителя-нарушителя остановит полиция, его ждет наказание.

Было бы хорошо, если бы при патрульной полиции создали специальное подразделение, которое будет следить за порядком на дорогах, считают специалисты. После ликвидации Государственной автомобильной инспекции ситуация на дорогах значительно ухудшилась, участники дорожного движения чувствуют полную свободу и не всегда пользуются ею разумно. А пока слова специалистов остаются просто советами, не стоит забывать о собственной безопасности.

КСТАТИ

На 40% киевских маршрутов — а это 67 из 166 — отсутствуют законные основания на обслуживание перевозчиками в режиме маршрутного такси. Это показали результаты аудита эффективности оценки функционирования в департаменте транспортной инфраструктуры КГГА системы внутреннего контроля процесса «Проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования», с которыми ознакомилось онлайн-издание «Українські новини».

По 11 маршрутам это состоялось в связи с принятием решений департамента транспортной инфраструктуры об их закрытии. По остальным 56 — в связи с окончанием сроков действия договоров. Отмечается, что в некоторых случаях срок действия договоров истек шесть-девять лет назад.

Также, добавляют «Українські новини», во время аудита выявлено, что департамент транспортной инфраструктуры не проводит проверку предоставленной перевозчиками информации о наличии работников, которые осуществляют ежедневный контроль за техническим состоянием транспортных средств и проводят ежедневный осмотр состояния здоровья водителя и качества автобусов.

Інна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ