В Кропивницком Валерия Мьятовича знают прежде всего как журналиста, многолетнего редактора газеты «Народне слово» (орган областной рады и ОГА), а впоследствии — частных изданий «Нова газета», «Наш бізнес» и «З перших вуст». Однако в нынешнем году он неожиданно для многих изменил свое амплуа, выпустив в киевском издательстве «Ярославів Вал» роман «Номенклатурний декамерон», само название которого обещает читателю приправленные духом Эроса приключения (М’ятович В. Номенклатурний декамерон. — К., «Ярославів Вал», 2016. — 640 с.).
Так и есть: автор приоткрыл завесу, за которой показывается колоритная ретроспектива небезгрешного жития вчерашней партноменклатуры не большого, однако и не маленького города. «Бойцы вспоминают минувшие дни», — как сказал поэт о совсем другом эпизоде.
На переднем плане — история бывшего «ответственного партийного работника» Пантелеевича, его замысловатых карьерных продвижений, которые у этого ловеласа сопровождались (и сопровождаются!) не менее азартной охотой за женскими сердцами. Охотой, нужно сказать, достаточно успешной, хотя щедрой и на курьезные ситуации. Рассказы о них придают роману Мьятовича густой «декамеронности», тем более что, кроме похождений самого Пантелеевича, читатель получает целый веер приключений, что случаются также с его приятелями и коллегами. Читается все это с улыбкой на устах. Автору не откажешь в умении вести диалоги своих героев, сохраняя их, так сказать, «охотничью» специфику.
Впрочем, Пантелеевич, оказывается, не только ловелас, но и упорный сталинист! Тираническая практика Сталина, его личность стали для героя романа не только предметом поклонения, но и основой собственной «историософии» и «философии»! Конечно, Пантелеевич немного актерствует, любуется собой, впадает во фронду, когда демонстрирует другим свою «преданность идеалам», однако есть в его упрямстве и немалая доза настоящего фанатизма. Такой себе компартийный «старовер» провинциального масштаба!
Определенное время читателю может показаться, что роман вот-вот рассыплется на самодостаточные рассказы, однако нет: автор не забыл о фабуле (событийная цепочка), которая касается настоящего времени. Старая номенклатурная гвардия во главе с гротесковой Бабой Соней, оказывается, действует, все еще суетится, выдумывает себе ветеранскую партийную деятельность. И Пантелеевич тоже среди этих «активистов» в первых рядах. Когда в старом кинолектории нашелся бюст Сталина, он зажигается идеей: гипсовый Сталин должен быть в его домашнем кабинете! И таки добивается своего. Сцена, в которой преисполненный трепета перед величием вождя всех народов бывший номенклатурщик, крадучись, несет поулицам города статую, стоит кинокамеры.
Да и в целом, «декамероновские» приключения от В. Мьятовича могли бы быть отсняты: они являются неплохим материалом для потенциального гротескового фильма о том, как смешно, фарсово завершается история одной утопии.