Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Пока дети есть в селах – не все потеряно»

Ученые исследовали, почему украинская молодежь из сельской местности хочет жить в городе
18 сентября, 2020 - 10:24

В Украине есть истории успеха, когда люди реализовали свою мечту далеко от мегаполисов. Для этого они либо не выезжали в город, либо вернулись оттуда с идеями, багажом знаний и опытом. Бизнес, система образования, медицина, сельское хозяйство — везде нужны руки и головы. К сожалению, таких кейсов не так много, чтобы они меняли общую тенденцию — молодежь активно уезжает из села, мечтает реализоваться в городе, не видит в селе перспектив. Результат — налицо: в селах продолжается упадок — ежегодно с карты Украины исчезает около 10 населенных пунктов. О причинах выезда молодежи из села в город, как они себя там чувствуют, традиционности украинского села, ментальности и многом другом «День» беседует с кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины, автором монографии «Сільська молодь у місті: пошук ідентичності»  Ириной ГУБЕЛАДЗЕ.


 

— Пани Ирина, о чем говорят ваши исследования: какова основная причина выезда молодежи в город?

— Основная причина — это возможность обучения, поиск работы, перспектив и возможностей для самореализации. Но есть дополнительные причины, на которые указывали сельские старшеклассники и студенты, которых мы опрашивали: это и бегство от тяжелой сельской работы, усталость от того, что ты все время в фокусе внимания общества, когда все все про тебя знают, потребность в учреждениях для отдыха и развлечений и т.д. ... Интересная была закономерность: почти 100% сельских старшеклассников планируют выехать после школы в город, но только 76% старшеклассниц-девушек предпочитают жить в городе, а среди парней таких оказалось всего 44%. 56% юношей сказали, что решение для них уехать в город — не очень приятное, и если бы были перспективы трудоустройства в деревне, они бы остались.

Мы фиксируем высокий уровень психологической неготовности к жизни в городе. Ярко прослеживаются идеализация города, иллюзорное представление о жизни в городе, восприятие его как праздника, пространства сплошных возможностей. Дети плохо представляют ритм и правила жизни в городе: прежде всего они не готовы к ритму жизни. Классический пример: жители села думают, что они тяжело работают, а горожане ничем не занимаются, городские жители утверждают, что в городе сверхбыстрый темп жизни, и жители села этого ритма не выдерживают. Отличается и способ общения, или, скорее, взаимодействия людей, потому что горожане живут более уединенно, несмотря на большое количество людей вокруг.

— У меня была иллюзия, что интернет всех сравнял — потому что дал людям равный доступ к информации. Но опыт жизни в селе показал, что интернет — это одно, а культура и ментальность — другое. Интернет провести проще.

— Интернет — это инструмент. Кроме того, что провести интернет, нужно еще объяснить, как с него иметь максимальную пользу. Кто учит детей, объясняет на примере, как использовать всемирную сеть помимо того, что играть в игры или смотреть видео? Вроде бы доступ к лучшим университетам, их курсам, учебным программам, что угодно можно найти на многочисленных информационных ресурсах, но они не пользуются этими возможностями. Поскольку у нас низкий уровень медиаграмотности. Горожан тоже следует этому учить, но в городе и так возможностей больше: дети из города путешествуют больше, у них шире круг общения, они имеют больший доступ к кружкам, учебным объединениям. Своими знаниями и опытом они активно делятся. Также в селе дети загружены работой по хозяйству, что уменьшает их время для самообучения...

Преподаватели вузов традиционно фиксируют низкий уровень знаний и низкую адаптивность у первокурсников из сельской местности. Однако за счет трудолюбия, настойчивости, желания влиться в коллектив, доказать, что ты не хуже, многие из них на 3-4 курсах не просто выравниваются, но и выходят в лидеры и  успешно реализуются и адаптируются в городе. По большому счету, у нас — куда ни глянь — руководящие должности занимают выходцы из сел, и это вполне закономерно.

— Какие ментальные, культурные, психологические особенности вы заметили у жителей сел, которые им мешают адаптироваться к новым условиям, вызовам в городе?

— В городе значительно выше плотность населения, чем в деревне. Людей — много, но контакты в городе — не тесные. В селе же все друг о друге все знают, существуют тесные взаимоотношения. Дети привыкают к тому, что есть внешний контроль: «А что скажут люди», — кто-то со стороны увидит, узнает... В городе такого жесткого внешнего социального контроля нет. Но есть внутренний контроль: что хорошо, что — плохо. Часто бывает, что выходцы и сами испытывают трудности и им труднее адаптироваться после села из-за отсутствия этого внутреннего контроля: они как бы ждут, что кто-то что-то должен сделать за них, прийти и подсказать, как надо. Конечно, я не говорю обо всех, а только об общих тенденциях.

Второе — это темп жизни. При всем уважении к тяжелой сельской работе темп жизни в городе тоже крайне истощает. Это — другая нагрузка, и когда человек из размеренной, однотипной жизни в селе попадает в динамичный мир мегаполиса, ему трудно адаптироваться. Надо приучать себя к иному режиму работы, распорядку дня, планированию, эффективному использованию времени. Также жители села более коллективистские, они ориентируются на нормы общества и мнение окружающих, они чаще полагаются на судьбу, успех, наличие или отсутствие помощи Бога, даже погоду, то есть на какие-то внешние факторы, мало зависящие от человека. А горожане более индивидуалистичные, они больше ориентируются на собственное мнение, свою особую жизненную ситуацию, а достижения и успехи или неуспешность связывают с персональными усилиями и способностями человека.

Город более толерантен к различным нетипичным проявлениям поведения: не обращают внимания на яркий цвет волос, экстравагантную прическу, пирсинг, и даже если ты открываешь нетипичный бизнес на территории села. В селе уклад более традиционный, даже ригидный, поэтому громада там не такая толерантная к индивидуальным проявлениям, как в городе. Выразительные индивидуальные проявления не только не одобряются, но часто и осуждаются.

 — Многие выходцы из села сегодня работают за границей, помогают родным. По сути, люди уже не такие бедные. Но при этом мало случаев, когда заботятся о селе, когда громада объединяется для какого-то проекта, решения каких-то общих проблем.

— Здесь на самом деле несколько факторов. Это должны инициировать сами жители села. Но, как правило, они не чувствуют своей способности, силы влиять на власть. Да, есть сельский голова, но большинство стесняются, боятся даже подойти и поднять какой-то вопрос. Я уже не говорю о власти районной или областной. Нет практики защиты своих прав, веры в то, что ты можешь что-то изменить. Они редко жалуются, если купят в магазине испорченный продукт, и не будут отстаивать свои права. Это — проявление культуры бедности и заученной беспомощности бесправного населения. Старшеклассники бегут от этого: или ты остаешься в этой культуре, а она для тебя — невыносима, или убегаешь и не возвращаешься. Хорошо вернуться к родителям, понастальгировать, а через два дня — уехать. Но чтобы вернуться и жить — на это должны быть веские причины.

Еще одна возможная причина — это обесценивание села как такового и государством, и обществом, и самими жителями села. То есть в их представлении это то, что не заслуживает внимания, заботы, развития. Это то, что и так скоро отомрет. Это то, на что не стоит тратить ресурсы: временные, финансовые, энергетические...

— Украинцы стесняются говорить, что родом — из села.

— Да, это мы видим в исследовании. Причина — историческое прошлое, когда сельское население считалось малообразованным, отсталым, невоспитанным. С середины ХХ в. активизировались миграционные процессы — граждане стали переезжать в города, «выбиваться в люди». И до сих пор передается стереотип: если ты переехал в город, ты — уже автоматически успешный. Хотя мы знаем разные истории — кто-то действительно успешный, кто-то держится, а есть и неуспешные кейсы. Почему — стесняются? Мы исследовали, как сельские и городские дети воспринимают друг друга. Оказалось, что сами сельские себя воспринимают более негативно, они стесняются себя. При этом городские студенты своих сельских одногруппников воспринимают гораздо позитивнее, считают их настоящими, откровенными, трудолюбивыми, настойчивыми. Думаю, что это — следствие чувства неполноценности, я из села — то, что, к сожалению, детям передали и родители, и учителя.

— Также считается, что носителями украинского языка, в основном, являются выходцы из села.

— Эта тенденция у нас статистически подтвердилась — сельские дети более украиноязычные, городские — русскоязычные. Потому что в советские времена, если ты выезжал из деревни и хотел стать городской элитой, то должен был перейти на русский. И если ты уже говорил не на суржике, а на языке, максимально приближенном к русскому, считалось, что ты — образованный, интеллигентный. Эти «традиции» хранятся в большинстве регионов и сегодня. Я надеюсь, что с изменениями, которые происходят в стране, мы постепенно повысим статус украинского языка не только как государственного, но и как языка, на котором говорят образованные, интеллигентные украинцы. Потому что образованность — это не об использовании какого-то языка, это — об умении говорить на разных языках, быть гибким и перестраиваться.

— Децентрализация, передача полномочий ОТГ открывает перспективы для развития регионов. Возникает ли у молодежи желание остаться и менять свою громаду?

— Думаю, что такие есть. С ними нужно проводить обучение, рассказывать о гражданской активности, возможности саморазвития и развития громады, их нужно поддержать в их идеях. Потому что в жизненно важных решениях сельские дети опираются на мнение родителей и учителей. А те в один голос говорят ехать в город, и «чтобы ноги твоей в селе не было». Сейчас все печально выглядит потому, что политика государства строится таким образом, что выхолащиваются сельские территории. Реформа, связанная с укрупнением школ, — опасна. С точки зрения экономической рентабельности — понятно, но если в селе убрать школу, садик, то молодежь оттуда вообще уедет. Пока в селах есть дети — не все потеряно.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ