Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Пока кого-то не накажут...»

Закон «заклинило»: три сомнительных момента по делу догхантера Алексея Святогора
27 февраля, 2019 - 10:39
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Недавно в одном из районов Черновцов нашли мертвыми более трех десятков животных. Местные говорят, что все беспризорные собаки были стерилизованы и имели прививки. Подозревают, что яд разбрасывала неизвестная женщина, об этом свидетельствуют уличные камеры видеонаблюдения.

Директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Черновицкого городского совета обратился к правоохранителям, которые открыли уголовное производство по статье 299 Уголовного кодекса Украины о жестоком обращении с животными. Виновнику отравления грозит арест сроком до шести месяцев или ограничение свободы сроком до трех лет.

«Несколько дней назад в Днипре тоже отравили несколько собак, — добавляет Светлана БОЛОХОВЕЦ, руководительница днипровского приюта «Друг». — По моему мнению, так будет длиться до тех пор, пока не накажут кого-то одного. Никакие изменения в законодательстве ничего не изменят, пока первого не посадят. Статья 229 существует, но она абсолютно нигде и никак не сработала».

К сожалению, историй живодерства значительно больше, чем судебных решений о лишении свободы дохгантеров. Единственный, кого посадили за решетку, — Олег Ведула. В 2012 году его осудили к четырем годам лишения свободы за жестокое обращение с животными и распространение пропаганды насилия и жесткости, сейчас он уже на свободе.

Сейчас продолжается едва ли не самое резонансное такое дело против киевского догхантера Алексея СВЯТОГОРА. Суд начался еще в июне прошлого года. Только на прошлой неделе дело начали рассматривать по сути.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВИНЫ

Киевская местная прокуратура №10 передала в Шевченковский районный суд обвинительный акт, в каком Святогору инкриминируют совершение криминальных правонарушений, предусмотренных статьей 300 Уголовного кодекса Украины, — изготовление или распространение произведений, которые пропагандируют культ насилия и жестокости. За это его могут лишить свободы на пять лет.

Зоозащитники с нетерпением ждали судебного разбирательства 21 февраля, поскольку это было первое заседание, где дело рассматривалось по сути. Раньше четверо судей заявили о самоотводах. В декабре 2018 года Шевченковский суд «заминировали» по телефону именно в день рассмотрения дела Святогора, еще и судья в тот же день заболела.

В конце концов, рассмотрение дела началось. Кроме объявления обвинительного акта от прокуратуры, судья заслушала показания активистки Алины КОСТЕНКО. Она просила признать ее потерпевшей стороной из-за распространения Святогором информации об убийствах животных в СМИ и соцсетях.

«26 февраля 2016 года он (Алексей Святогор. — Ред.) давал интервью изданию «Настоящее время», в котором пропагандировал убийство и насилие над собаками, в этом интервью он заявил, что на его счету не менее сотни убитых собак, что для отравления используется препарат, который без рецепта можно купить в аптеке, — рассказывала у судьи Алина Костенко. — В газете «Україна кримінальна» от своего имени публиковал статьи с призывом к убийству и лично признал убийство животных запрещенными методами. Даже предлагал создать для этого сеть сити-хантеров, чтобы охватить школьные дворы и детские площадки».

ОБРАЗ ЖЕРТВЫ

Судья Оксана ГОЛУБ спрашивала Алексея Святогора, понимает ли, что именно ему инкриминируется. Впрочем, свою вину догхантер не признал. Во время судебного перерыва Святогор комментировал журналистам, что, кроме зоозащитников, это дело никому не интересно. Правда, в зале суда присутствовали с десяток телеоператоров, а видео о ходе суда на «Фейсбук»-странице движения UAnimals пересмотрели более тысячи человек.

«Я не признаю себя виновным, поскольку не совсем понял суть обвинения. Беспризорные животные на улицах города несут угрозу. Я охотник. Люди страдают от того, что их загрызают собаки, и от того, что собаки распространяют болезни. Не нужно рассказывать бред, что для них необходимы приюты», — объяснял журналистам Святогор.

Судья продолжит рассматривать дело 9 апреля. А уже вечером после первого заседания на портале «Свободное слово», с которым сотрудничает Алексей Святогор, и на его «Фейсбук»-странице появились фотографии избиения обвиняемого около станции метро «Лукьяновская». Неизвестные напали на него около 17 часов, били тяжелым предметом по голове.

«Пока у нас нет уверенности и доказательств, что это избиение действительно было, — рассуждает активистка Оксана КОСТЮКЕВИЧ. — Первыми об этом начали писать его ресурсы и его единомышленники. Были ранее попытки поджечь ему машину, но это не значит, что это мы, зоозащитники. Мы несем гуманную идею и требуем наказывать виновных в рамках закона. А Святогор сейчас хочет надеть на себя образ жертвы, хотя в действительности он сам убийца».

«ДО ПРИГОВОРА ЕЩЕ ДАЛЕКО»

В суде Оксана Костюкевич тоже просила признать ее потерпевшей стороной, так же, как Алина Костенко. Но судья это обращение отклонила, тогда как относительно Костенко — приняла. Хотя обе активистки были главными заявителями при открытии уголовного производства против Святогора. Также зоосообщество настораживает, что судья сначала изъяла у подозреваемого паспорта, а затем вернула. Почему-то не захотела удовлетворять ходатайства о взятии живодера под домашний арест. Эти три нюанса вызывают у активистов подозрение, что суд — на стороне дохгантера.

«Кроме того, судья усилила его государственную охрану, его привозят-вывозят, охраняют полицейские, — добавляет Оксана Костюкевич. — Учитывая такой резонанс в обществе, было бы проще взять его под арест. А так видно, что судья подыгрывает Святогору, что вызывает возмущение зоозащитников. И опять суд перенесен на полтора месяца, а у нас осталось два с половиной года, чтобы привлечь его к ответственности. Если проводить суды в таком темпе, то истекут все сроки давности. Там еще свидетелей нужно опросить человек 12—15. То есть до приговора еще далеко».

Зоозащитники не выпускают проблему из поля зрения, планируют отслеживать каждое судебное заседание. Оксана Костюкевич говорит, что это своеобразная проверка судебной системы. Полиция и прокуратура этот тест прошли, когда под давлением общества таки открыли уголовное производство против Святогора. Часть общества тоже успешно проходит тест на гуманность. Суд против Святогора поддержали мирными акциями несколько городов страны. Рано или поздно человечность возьмет верх — человечность, подкрепленная законом.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ