Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Показать невидимое»

О результатах работы французского фотографа Гийома Эрбо в зоне отчуждения
18 ноября, 2020 - 19:45

Одна из открытых встреч онлайн-лектория Bird in Flight Prize ‘20 была посвящена документальной фотографии. Лектором стал французский фотограф Гийом Эрбо, двукратный лауреат престижной премии World Press Photo. Многие фотографии фотографа связаны с Украиной: с 2001 года он регулярно приезжает в нашу страну. Что побудило Гийома Эрбо исследовать тему Чернобыля? Как воспринимали во Франции Украину до 2004 года? Каким образом поездки в Украину стали поворотным пунктом и изменили формат работы фотографа? Эти и другие вопросы и стали темой разговора. Поскольку событие происходило при поддержке Посольства Франции в Украине и Французского института, к разговору присоединился и Чрезвычайный и Полномочный Посол Этьен де Понсен, отметив, что недавно был в Чернобыле, поэтому с интересом послушает о видении этого места Гийомом Эрбо.

СТРАХ ЧЕРНОБЫЛЯ

Тема Чернобыля в фотографиях Гийома Эрбо возникла после поездки в Беларусь конце 1990-х годов. Там он фотографировал учеников военного лицея в их повседневной жизни, а также общался с их родителями. «И когда я спрашивал их, какое будущее они видят для своих детей, то часто слышал ответ: «Я хочу, чтобы мой ребенок был здоровым». Для меня, как для француза, это было очень необычно. Потому что это не первая вещь, о которой думаешь; для нас здоровье — это нечто естественное, особенно, когда ты молодой человек. Я думал, что они мне скажут, чтобы их дети имели профессиональный успех, чтобы были счастливы в личной жизни, — рассказывает Гийом Эрбо. — Каждый раз, когда я общался с родителями, они говорили, что во время Чернобыльской катастрофы именно военные отправлялись в зону, чтобы ликвидировать последствия катастрофы. И тогда я понял, что первоочередные упоминания о здоровье свидетельствуют об этом страхе Чернобыля».

Впрочем, это не единственный момент, который повлиял на Гийома Эрбо. Также он вспомнил ситуацию, которая случилась во время празднования национального праздника в Беларуси. Тогда перекрыли главную улицу Минска, по ней прогуливалось большое количество горожан. И когда надвинулись черные тучи и начался ливень, все эти люди в панике бросились в подземные переходы, не видя ничего перед собой — тогда пострадало много людей. «Для меня это был шок. Я не мог понять, как просто от того, чтобы спастись от дождя, люди могут это сделать», — делится впечатлениями Гийом Эрбо. Но потом переводчик объяснил ему, что те черные облака, которые тогда нависли над городом, очень напоминали те, которые были, когда взорвался Чернобыль. С тех пор эта тема стала особенной для фотографа, и он два года готовился к фотоповествованию о ней.

УКРАИНА — БЛИЗКО

Как рассказал Гийом Эрбо, когда он впервые поехал в Украину в 2001 году, во Франции тогда представление о нашем государстве было очень далекое от реальности. Уже позже, после революции 2004 года, особенно после Революции Достоинства, французы, как отметил фотограф, «начали иметь лучшее представление об Украине и поняли, что она близко».

Работа над серией фотографий о Чернобыле была поворотным пунктом, ведь фотографу пришлось многое изменить в привычном для себя формате работы. До этого он десять лет работал для разных газет, стараясь соответствовать критериям фотографии для прессы, то есть «делать мощные снимки с максимально концентрированной в них информацией, чтобы позволить читателю лучше понять ситуацию и иметь желание прочитать статью». Эти фото были черно-белые. Однако теперь, как отметил Гийом Эрбо, он не стремился к контрастности изображений, перед ним стояли другие задачи: как рассказать о катастрофе через 15 лет после того, как она произошла, как показать невидимое (радиацию), как показать время, остановившийся в Чернобыле?

«Я нашел другой формат, который отсылает нас к классической живописи», — говорит фотограф.  Кроме того, на каждой из фотографий были добавлены показатели уровня радиоактивности. Замысел Гийома Эрбо заключался в том, чтобы создать фотоповествование, состоящее из нескольких разделов. Первым из них стали семейные портреты людей, эвакуированных из Припяти. Следующие разделы — пустые квартиры, в которых когда-то жили герои фотографа; люди, которые, несмотря на высокие показатели радиоактивного излучения, остались и дальше жить в зоне отчуждения.

Все эти фотографии вошли в книгу «Tchernobylsty», которая вышла в 2003 году. Важно заметить, что этот проект был собственной инициативой фотографа, не было заказа от медиа, выделенного финансирования, поэтому он рисковал, выбирая такую тему.  Впрочем, риск оказался оправданным. «Tchernobylsty» получила во Франции признание и почетную награду. Знаковой эта книга стала и для самого Гийома Эрбо: «Тогда я понял, что именно серия фото может рассказать историю, а не просто одна фотография, как это обычно происходит в прессе». Таким был первый его проект, связанный с зоной отчуждения.

СЕМЬ ПЕРЕЛОМНЫХ ЛОКАЦИЙ

Несколько позже появился второй проект, который касался не только Чернобыля. Поскольку в целом в своих документальных сериях Гийом Эрбо исследует места с трагической историей (в частности, Аушвиц, Нагасаки), то возник замысел «7 на 7» — проекта, в котором было бы рассказано о семи переломных для фотографа местах. Что касается Чернобыля, то его для фотографа было важно показать шире: Гийом Эрбо посещал центры, где работают с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, говорил с врачами, был в музее Чернобыля, посетил лаборатории, где исследуют влияние радиации на животных (лес в его серии тоже стоит жертвой этих трагических событий). Соответственно, каждая поездка в Чернобыль была тщательно обдумана и проработана заранее — поиск людей, договоренности о встрече, выбор форматов (выставка, книга, репортаж).

После этого Гийом Эрбо думал, что уже не вернется к этой теме: «Но каждый раз звонили друзья-фотографы и просили проконсультировать по репортажам в Чернобыле, подсказать, как там работать». Фотограф указывал им на темы, как по-новому можно рассказать о зоне отчуждения — посмотреть на жизнь людей в районах, осветить, например, вопрос контрабанды. Впрочем, коллег Гийома Эрбо это не очень заинтересовало, и он отправился в Украину, чтобы самому воплотить указанные идеи. «Тогда я решил сделать проект, который был бы глобальным и интегрировал все разные жизни фотографии. Я предложил своему другу-журналисту поработать со мной. Этот проект назывался «Зона», это была дорога, которая должна начинаться в Припяти, а затем через нее формировался рассказ о Чернобыле», — вспоминает фотограф.

Они провели несколько дней в зоне отчуждения, впрочем, когда поздно вечером выезжали из нее, то каждый понимал, что они показывают только определенные фрагменты, но в них не видно окружающего это место. Как объясняет Гийом Эрбо это чувство: «Как будто вы ночью идете и видите только то, что около вас, но не видите, что есть вокруг». Когда они остановились в населенном пункте поблизости, то в разговоре с местными узнали о группе людей, которые режут в Чернобыльской зоне металл, чтобы сбывать его. Это одна из местных историй, которые заставили фотографа задержаться в Украине. На этот раз он провел в нашем государстве около полугода. В конце концов, результатом этого проекта стали фотографии, представленные в различных форматах: репортажи, посвященные семьям — «Вторая жизнь Чернобыля» и местности неподалеку зоны, где состоятельные люди покупают целые виллы; блоги, выставки (в том числе и в Киеве), видео, фотокнига.

Гийом Эрбо заключает: «Когда я открыл для себя Украину, то был увлечен историей этого государства, самой страной. Мне кажется, что Украина очень интересная, хотя и очень сложная для понимания.  Чем больше я приезжаю, тем лучше начинаю ее понимать».

Сейчас фотографа связывает с Украиной еще одна тема — освещение войны на Востоке.

Мария ЧАДЮК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ