K соотечественникам власть имущие относятся с беспардонным цинизмом и безжалостностью, а «на экспорт» выставляют непонятную робость и услужливость
Проблемы взаимоотношений партий и властных структур Украины становятся предметом обсуждения всякий раз, когда стрелка «барометра» экономической ситуации приближается к отметке «буря». Или набирает обороты предвыборная президентская кампания.
Случайно ли, с одной стороны, так «зауважала» в середине сентября мнение лидеров партий — от демократов до СелПУ и Партии труда — президентская администрация, что пожелала выслушать их мнение насчет принимаемых властью мер к выживанию страны в условиях жесточайшего финансового кризиса? А с другой — разве не преследовали и партлидеры—участники политического шоу, предваряющего подписание оптимистического Меморандума о ситуации в Украине, своекорыстных целей саморекламы и пропаганды во время встречи-поддержки курса главы государства? Ведь не что иное как отсутствие реальных реформ, вопреки провозглашенной властями «политике реформирования» общества, привело страну к зыбкой черте, за которой — всеобщая паника...
Могут ли вообще украинские партии влиять на курс руководства страны? Насколько серьезно это взаимодействие для демократического переустройства общества и его структуризации? Наконец, насколько реально исполняют партии миссию контроля и давления на власть в интересах народа? Именно с последнего вопроса начали мы беседу с известным одесским политологом Евгением АКИМОВИЧЕМ.
— Будем откровенны: демократия в Украине потерпела поражение. Этот печальный факт требует серьезного осмысления. Прежде всего потому, что проиграли те из партий, которые претендуют на звание демократических, т.е. по-настоящему защищали коренные интересы народа.
Надо ли говорить, что такая ситуация вполне устраивает власть: партии не нарушают монополию госчиновничества, а когда появляется необходимость, их «прикармливают». Вспомним недавние выборы в ВР: не без «добра» ведь со стороны властей 30 партий стали субъектами избирательного процесса. Кто поверит, что большинство «карликовых» партий собрали бы при надлежащем контроле, скажем, в Одессе 10 тысяч необходимых подписей? Ясно, что многим никому не известным партиям «помогли» в этом. Ибо партия власти была заинтересована в неструктурированности ВР, в аморфности политической сцены, что позволяет ею управлять.
Скажу больше: политическая верхушка заинтересована в существовании олигархической власти и коммунистической оппозиции. Хотя эта «двухчленка» иллюзорна, поскольку следует говорить о двух антинародных силах, которые объединяют комаппаратное происхождение и претензии на монопольную власть. А вспыхивающие иногда ссоры скорее напоминают размолвку между родными. Посмотрите, как быстро левый А. Ткаченко нашел общий язык с Л. Кучмой — что же иное, как не желанную гармонию между командой Президента и руководством ВР, мы наблюдаем?
Между тем безотрадное положение общества вызвано прежде всего кризисом власти — правители оказались просто-напросто не в состоянии управлять государством. О чем свидетельствует хотя бы тот факт, что Украина уже берет на внешних рынках займы под 15 процентов годовых, в то время как другим странам их дают всего под 7—9? Полагаю, лишь об одном — недоверии зарубежных партнеров. И еще — об авантюризме наших властей, готовых взгромоздить на народ, ради продления своего правления, непомерное бремя долгов. Ведь с 1994 года внешний долг возрос с 450 млн. до 12 млрд. долларов. На одно лишь его обслуживание уходят огромные бюджетные средства. И вместе с тем никто не ведает, куда деваются взятые в кредит миллиарды?
Обнаглевшая вследствие вседозволенности власть месяцами и годами не выплачивает зарплату и пенсии, попирая элементарные права граждан. И тем не менее бесстыдно требует, чтобы население оплачивало полную стоимость коммунальных услуг, ставя в пример граждан развитых стран. Не «опускаясь», однако, до сопоставления размеров зарплат граждан западных стран, в десятки раз превышающих заработки украинцев. Ничем, кроме этой вседозволенности, не объяснить и того парадокса, что в Украине, по оценкам специалистов, сейчас насчитывается около 150 тысяч миллионеров, а в налоговых декларациях зафиксированы сверхдоходы... 7 человек. Может, кто-нибудь поплатился за это? Как бы не так — «ворон ворону глаз не выклюет»...
— Но ведь то, что правящий режим утратил доверие общества, — не новость. Известно также, что новую политику могут осуществлять только новые люди. Однако кто приведет к власти этих людей — с новыми идеями и видением разрешения социальных проблем?
— Безусловно, не эгоистическая и бездарная номенклатура, которая практически исчерпала свои возможности. И понятно, что она, как черт ладана, боится организованного в структуры «гражданского общества» народа, способного таким образом контролировать власть и понуждать действовать в своих интересах. Однако настоящей драмой демократических партий в Украине является то, что фактически никогда в новейшей истории они не были независимыми.
Можно утверждать, что до тех пор, пока общество не станет суверенной силой, развитой партийной системы в Украине не будет. Следовательно, продолжится господство нынешних властных структур, которых объединяют вовсе не партии, а всего-навсего рождение в одном и том же городе, работа, к примеру, на том же «Южмаше» или сотрудничество в аппарате ЦК бывшей КПУ. Как ни странно, на этой почве и продолжаются аппаратные «танцы». Причем, к сожалению, почти все партии «танцуют» под эту музыку, рассчитывая, видимо, путем включения лидеров в списки представителей высшей власти обеспечить себе поддержку властителей государства.
Выборы в Верховную Раду показали, что существующие партии не выражают интересов общества, а являются в своем большинстве политическим прикрытием определенных теневых кланов. Уже тот факт, что во главе списков множества партий стояли не известные политики, а просто богачи, свидетельствует о незрелости украинских политических организаций.
Помнится, еще в 1940 году Владимир Вернадский записал в дневнике: уровень советского партийного чиновника ниже уровня развития среднего гражданина. Судя по тому, что происходит нынче в Украине, можно констатировать: положение с тех пор не изменилось.
Чуть ли не на каждом шагу видим, что традиционное противостояние «подданный — государство» ничего хорошего нашим людям не принесло. Ибо в развитых странах госаппарату оппонируют мощные структуры «гражданского общества», которые полностью контролируют власть, заставляя ее служить своему народу. К примеру, в Венгрии, где населения в 5 раз меньше, количество различных общественных организаций в десятки раз больше, чем у нас. Отсюда — большая и активность граждан, и их защищенность.
— Вопрос о доверии общества к объединению столь же важен, как и отношение людей к органам власти...
— Несомненно. И в этой связи не могу не сопоставить отношение к народу наших властей и лидеров зарубежных государств. Политическая элита государств решительно защищает интересы своей страны, сделает все возможное для улучшения жизни своего народа. А у нас все с точностью до наоборот: к соотечественникам власть имущие относятся с беспардонным цинизмом и безжалостностью, а «на экспорт» выставляют непонятную робость и услужливость. Мне, например, непонятно, как можно было допустить, чтобы Президента и премьер-министра Украины во время последнего московского визита встречал в аэропорту не премьер и даже не вице-премьер, а замминистра иностранных дел России Б. Пастухов?
— Кажется, мы начинаем все яснее осознавать феномен украинской политэлиты — выразителя интересов прежде всего мощных кланов. Но ведь даже в закрытом советском обществе находились люди, у которых хватало интеллекта и смелости раскрывать сущность и подоплеку политики властей. Какой вам видится роль интеллигенции в нынешней ситуации?
— В современной политике ее миссия как генератора и популяризатора социально значимых идей, безусловно, возрастает. Ведь интеллигенция — это люди, у которых сознание стало бытием, поэтому они лучше других понимают, что свобода и демократия являются самоценностью. Так же красота, добро, счастье. От позиции интеллектуалов зависит духовная атмосфера в стране. Видимо, этого не осознают те, кто урезает бюджетные затраты на образование и науку, продолжая необъявленную войну с интеллигенцией.
При переходе к демократии народ, ранее не осознавший в полной мере своих интересов — социальных, экономических, духовных и прочих, превращается из пассивного объекта манипуляций со стороны властных структур в активный субъект политической жизни. Sclavus saltans — танцующий раб (как называли римляне несчастных людей, не осознающих всей глубины своего бедственного положения) превращается в свободного гражданина, творца своей судьбы. Интеллигенция поможет обществу совершенствоваться. Когда же власть увидит, что ей оппонирует организованный народ, выступающий в защиту собственных интересов, она вынуждена будет уступать, трансформироваться и начинать серьезный диалог с обществом.
Номенклатурный капитализм, при котором на одной стороне — колоссальное богатство ничтожного меньшинства, а на другой — отчаянная нищета миллионов, — такое общество чрезвычайно нестабильно и наполнено чувством всеобщей тревоги. Заметим, что антидемократические режимы, многие черты которых присущи и нынешней украинской власти, работают на снижение интеллектуального потенциала нации, что и понятно: чем ниже уровень культуры народа, тем легче им управлять. Нельзя не согласиться с И. Франко, утверждавшим: «Истинную демократию может построить лишь культурная нация». Таким образом, мы видим для Украины лишь один путь: от олигархии — к демократии. Наша социальная база — подавляющее большинство населения, прозябающего в условиях антидемократического режима. Научившись уважать себя и объединив усилия, можно создать в стране условия существования, достойные цивилизованного человека.