Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Помогать — вредно?

Благотворительность по-украински: чтобы подарить гривню, придется заплатить гривню двадцать налога
21 апреля, 2004 - 00:00

Помнится, недавно довелось беседовать с директором одной из столичных больниц. Слово за слово, перешли к самой волнующей его теме — количеству медикаментов на пациента, витаминной насыщенности его меню, «дизайну» палат. «Поймите, — уверенно заявил он, — основная проблема нашей страны заключается в том, что у нас отсутствуют благотворители и меценаты. Класс современных «Терещенко» еще не дозрел. Если кто-то и изъявляет желание помочь, то в скором времени эту затею бросает: мол, и без того найдется, чем заняться». Разговор затянулся надолго. Впечатления директора от некоторых представителей украинского бизнеса были настолько ярки и даже в чем- то анекдотичны, что попытки переубедить его оказались бессмысленными.

Недавно в редакцию «Дня» позвонили из Украинского национального комитета Международной торговой палаты и попросили окинуть «взглядом бывалого» то, как живет Бердичевская общеобразовательная специальная школа-интернат для детей- сирот и лишенных родительской опеки. Инициативная группа из 30 человек, в составе которой — генеральные и коммерческие директора крупных украинских производств, описала реальную картину происходящего там. В заведении, где постоянно находятся 233 ребенка, в год воспитанникам выдается по два комплекта нательного белья. Постоянно возникают перебои с моющими и гигиеническими средствами. На лекарства детям, требующим в идеале психофизиологической коррекции, — а значит препаратов-транквилизаторов, нейролептиков — выделяется по 4 гривни в месяц. Автотранспорт, на котором привозят в интернат продукты, скорее подлежит списанию, нежели ремонту. Аналогичная ситуация с обувью, учебниками, мебелью. Постоянно возникают перебои с маслом и мясными продуктами. Посмотреть на такие вот будни обычного интерната попросили для того, чтобы расширить ряды инициативных — привлечь людей, готовых помочь и обеспечить воспитанникам хотя бы этого учреждения адекватные условия.

Обо всем этом по дороге рассказывал коммерческий директор СП «Удт» Алексей Усов. Вспомнил он и о своем первом посещении интерната. Тогда почти что приветственной стала фраза директора Виктора Гнатюка: «нам хотя бы порошка». После этого он повел представителей украинского бизнеса посмотреть на то, каким образом и в каких помещениях здесь стирают, сушат, а также — как выглядит обувь, которую за неимением сменной приходится носить детям.

Впрочем, как оказалось, журналистов, которых привезла инициативная группа, ожидал сюрприз: проходя по вестибюлю, выстроенные по парам воспитанники бойко по очереди говорили «здрасьте». На вопросы гостей девочки с завязанными на макушке бантами отвечали лаконично: все нравится, живем и кушаем хорошо, учителя хорошие, одежды хватает. Экскурсию также провели по четко выстроенной траектории с посещением только избранных уроков и с длительными остановками в особо примечательных местах. К примеру, возле нового приобретения — большого аквариума, подарка облгосадминистрации. «Какие проблемы? — недоумевал В. Гнатюк. — Разве что спортивный зал достроить нужно. А так в день на ребенка государство выделяет 8 гривен — сумма вполне достаточная. Одежду получаем как новую, так и сэконд- хэнд, питание нормальное, мясо есть, учебный материал вполне еще ликвидный... Так что дети не нуждаются».

Словом, ситуация возникла крайне неординарная. Генеральный директор «Пентопак» Владимир Радионов приехал, чтобы определиться с объемами помощи. А в итоге услышал от директора интерната гордое: нам ничего не надо. В то время как многие придерживаются мнения, что помогать у нас в некотором смысле даже вредно, поскольку нередко получатель помощи со временем начинает вести себя подобно старухе из сказки «про Золотую рыбку».

Многие представители бизнеса с этим соглашаются, однако считают, что отнюдь не из педагогических соображений в Украине отказываются заниматься благотворительностью. Если на Западе, рассказывает А. Утов, законодательство таково, что налоговое бремя уменьшается на сумму помощи — то есть, бизнесмен имеет и экономическую мотивацию ею заниматься, а не только действует, исходя из своих альтруистических порывов, — то в Украине благотворительность, наоборот, облагается налогом. За одну подаренную гривню придется заплатить гривню двадцать налога. Другими словами, продолжает А. Утов, то немногое, что делают наши благотворители, делается не «благодаря», а «вопреки». И только поэтому в Украине так мало меценатов и благотворителей.

С просьбой не называть их имена, предприниматели признаются, что к благотворителям обычно проявляют повышенный интерес контролирующие структуры. Предосторожность в этом отношении объяснялась экспертами неоднократно: случается, что под якобы благими намерениями скрываются мотивы, не имеющие с помощью нуждающимся ничего общего. Однако эти «меры безопасности», считают предприниматели, действительно убивают любое желание сделать что-то хорошее. Даже если очень хотелось.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ