Резкая критика Президента Украины Леонида Кучмы, высказанная в последние дни апреля в адрес Польши (за то, что она не предпринимает шагов для реализации договоренностей с Украиной по вопросам продления нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка: «Хотя бы на один штык копнули»), безусловно, услышана.
Весьма убедительно и оперативно ответила на украинские обвинения и «каспийская сторона». Президент Азербайджана Ильхам Алиев 29 апреля на пресс-конференции в Страсбурге подтвердил заинтересованность своей страны в транспортировке нефти трубопроводом Одесса — Броды. Он отметил, что Азербайджан изучает возможности использования нефтепровода Одесса — Броды для транспортировки своей нефти в Европу. «Я желаю больших успехов этому нефтепроводу», — сказал президент Азербайджана, очевидно, вспоминая свои недавние переговоры с украинским вице-премьером Андреем Клюевым, которые, как утверждают эксперты, существенно сблизили позиции сторон.
Еще более определенно высказался по проблеме использования украинского нефтепровода Казахстан. Управляющий директор нефтегазовой госкомпании «Казмунайгаз» Каиргельды Кабылдин сказал агентству Рейтер, что группа казахских нефтяных компаний считает маршрут Одесса — Броды «выгодным» и может во второй половине этого года начать поставки до шести миллионов тонн нефти для Европы. «Сейчас группа заинтересованных компаний-поставщиков завершает переговоры с нефтеперерабатывающими заводами Южной Европы. Это в направлении Австрии, Словакии, Германии, Чехии. И они уже достигли, будем говорить, предварительных договоренностей», — сказал Кабылдин и добавил: «Сейчас требуется, видимо, заключить контракты и начать поставки». Директор «Казмунайгаза» назвал также компании. Это «Тенгизшевройл», акционерами которой являются американская ChevronTexaco (о ней мы еще поговорим ниже) и ExхonMobil, британская ВР, казахстанская «Казмунайгаз» и российская ЛУКОЙЛ, а также «Торговый дом «Казмунайгаз».
Между тем Украина уже больше года выкарабкивается из навязанной ей бесплодной дискуссии о реверсе, а принятое в начале февраля Кабмином решение использовать нефтепровод в прямом направлении практически «зависло». Возникает вопрос: а не является ли это следствием саботажа? В любом случае ситуация вокруг украинского нефтепровода, который был построен еще в 2001 году, но до сих пор не введен в действие, критична. Это своеобразная «трагедия», как охарактеризовал положение наш Президент. И все же ситуация в наших руках. Отсюда и упреки Польше, ЕС и собственникам каспийской нефти, направленные, очевидно, на то, чтобы, как принято у нас говорить, заострить вопрос и сдвинуть его с мертвой точки. Но некоторые данные свидетельствуют о том, что вероятность этого предположения не выше 50%. По версии экспертов «Дня», можно говорить и о попытках дозировать важную информацию, необходимую для принятия решений главой государства. Так, в последнем своем выступлении по проблеме нефтепровода Одесса — Броды Президент Украины говорил об отсутствии предложений от продавцов каспийской нефти и о том, что крупные международные компании не обращались по этому вопросу к руководству Украины.
Но 29 января этого года руководитель упоминавшейся выше американской компании ChevronTexaco Дэвид Дж. О’Рейли (David J. O’Reilly) направил Президенту Украины письмо, в котором сообщал об интересе к снабжению потребителей в Центральной Европе каспийской нефтью через нефтепровод Одесса — Броды. Для решения этой проблемы предлагалось выяснить ряд технических и экономических вопросов, чтобы как можно быстрее начать работу нефтепровода. Это, по мнению авторов письма, стратегически важно. ChevronTexaco сообщает, что готова активно продолжить работу с «Укртранснафтой» по данному маршруту, чтобы ускорить начало транспортировки нефти через нефтепровод Одесса — Броды и сделать этот маршрут реальностью. (Письма аналогичного содержания были получены также правительством Украины). Странно, что столь важное для Украины послание даже не было зарегистрировано, осталось и без резолюции, и без ответа.
Кстати, такой факт не единственный. Не было реакции и на письмо российской компании ЮКОС, предлагавшей наладить устойчивую поставку нефти из России в направлении Кременчуг — Снегиревка — терминал «Пивдэнный» в объеме три-четыре миллиона тонн в год с перспективами дальнейшего расширения. Как бы это пригодились теперь, когда российская «Транснефть» полностью переориентировалась на Балтийскую трубопроводную систему! Но и это письмо осталось и без регистрации, и без ответа.
«Цензоры» информации для Президента пускают в ход свои ножницы избирательно. Так, письмо Президенту Украины одного из руководителей российской компании ТНК, в котором главе государства навязывалось мнение о том, что проект реверса нефтепровода Одесса — Броды не требует отдельного решения украинского правительства, было вручено незамедлительно, да еще и неофициальным путем. Об этом свидетельствует, как утверждают источники «Дня», то, что резолюция на нем (Бойко Ю.И. Прошу срочно отработать) была поставлена на два дня раньше, чем оно было зарегистрировано. Заметим, что в эти дни (середина августа прошлого года) судьба украинского нефтепровода висела на волоске.
Собственно, внутриукраинская ситуация вокруг этого проекта и сегодня немногим лучше. Сорваны попытки правительства вернуть в рамки национальных интересов руководство компании «Укртранснафта», в котором сегодня доминируют «реверсисты». Не понимают на Западе и некоторых официальных заявлений по проблемам нефтепровода. Так, помощник заместителя госсекретаря США Стивен Пайфер, недавно побывавший в Украине, отмечал: «Время от времени до нас доходят сообщения о том, что нефтепровод вообще может начать работать не из Одессы к Бродам, а из Бродов к Одессе. Это вызывает удивление и вопросы». Что в этой ситуации может сделать правительство? Эксперты «Дня» отмечают, что ему не стоит втягиваться в изнурительные судебные тяжбы по поводу собрания акционеров «Укртранснафты». Так можно окончательно упустить время для ввода нефтепровода в действие. Единственно возможным оперативным и логичным решением следует признать выведение «Укртранснафты» из состава НАК «Нефтегаз Украины» и возврат пакета ее акций Фонду госимущества. Это будет способствовать также и решению вопроса о передаче нефтепровода в концессию международному консорциуму, в который наряду с Украиной могут войти как собственники и покупатели нефти, так и организации, занимающиеся ее транзитом в Европу.