Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Послание в будущее

6 мая, 2004 - 00:00

Горечь трагедии подчеркивает торжество, величие и радость Победы. Тех, кто в майские дни 45-го, 59 лет назад, сокрушил величайшее и опаснейшее зло в истории человечества, все меньше среди нас. Есть такое возвышенное и — каюсь! — несколько пафосное выражение «быть в неоплатном долгу»; но именно оно, пожалуй, единственно уместно, когда речь идет о тех ветеранах, которые отвагой и кровью своей отстояли для нас саму Жизнь. И можно только поражаться их скромности, мудрости, великому терпению на фоне многолетних тягот, переживаемых страной, позорно малых пенсий, унизительно крошечных «льгот», на фоне цинично-кощунственных «шуточек», отпускаемых нередко в адрес седовласых воинов теми, кто в свои 18 убежден почему-то, что «до нас вообще никакой истории не было».

Но день Великой Победы — тот момент, когда каждый этически вменяемый человек должен бы остановиться и представить себе, через что мы, украинцы, прошли на пути к Победе. А это — практически полностью разрушенная экономика, минимум десять миллионов погибших и умерших от голода, болезней и ран (разумеется, большая часть — мирное население), причем самое страшное то, что гибли очень часто достойнейшие, самые благородные, способные к самопожертвованию, талантливые и образованные... Будь эти люди с нами потом, вся наша история могла бы развиваться иначе. И основная трагедия войны: страшно упала цена человеческой жизни. Тоталитарность «вождей» обоих огромных государств, воевавших в 1941 — 1945 годах, выражалась еще и в том, что все они готовы были кинуть миллионы жизней, как щепотку угля, не задумываясь, в топку, чтобы раздуть полыхавшее адское пламя.

Для Украины, на бескрайних полях которой в огромной степени решался исход войны (о чем прозорливо писал в своем дневнике Александр Довженко), эта неслыханная трагедия отягощалась еще и внутренним национальным расколом, когда часть нашего народа встала под знамена ОУН-УПА, отстаивая независимость будущего государства, как она ее видела, и вступила в войну с другой, большей частью украинцев, не представлявшей себе тогда нашу землю вне пределов СССР. Хотелось бы заметить: подавляющее большинство и в том и в другом лагере, конечно же, не было «фашистскими наймитами», «...прислужниками московских оккупантов»; национальное примирение между миллионами ветеранов, честно бившихся за Украину, есть наш тест на цивилизованность и ясное веление истории.

У Дня Победы есть одна поразительная особенность: это — праздник всегда остроактуальный, обжигающе сегодняшний . Не только потому, что мы еще, к счастью, можем смотреть в глаза миллионов тех, кто победил в той страшнейшей войне. Есть другая причина — и она рождает чувство острой тревоги. Лучшие (их, верится, громадное большинство) из воинов Великой Отечественной готовы были отдать жизнь, спасая землю от нацистской чумы, потому что внутренне понимали: если такое воцарится на Родине — жизни не будет. Но знают ли те, кому отвечать за судьбу планеты, оскал нацизма? Знакома ли с ним украинская молодежь?

Как вы думаете, читатель, кто автор таких сентенций: «Сильнейший должен господствовать, а не смешиваться со слабыми, жертвуя своим величием. Только прирожденный слабак может считать это жестоким... Те, которые хотят жить, должны сражаться, а те, которые не желают сражаться, в этом мире вечной борьбы не заслуживают того, чтобы жить... Господин всего сущего на Земле — это любимое дитя природы: сильнейший ». И в том же духе. Скажем сразу: это «заветные мысли» из «Майн кампф» Гитлера. Но спросим себя: разве не такая «мораль джунглей», оправдавшая все нацистские геноциды, пытки и концлагеря, закладывается (самой жизнью, вот что страшно!) порой в сознание миллионов юных душ, которым жить завтра; доносится — пусть не в дословном виде — с экранов телевизора, когда нам «конкретно» демонстрируют, что жизнью управляет звериный закон силы?

И это делается в той Украине, которая, по убеждению Гитлера, Коха, Геббельса, Гиммлера и им подобных, как земля, населенная «расово неполноценными» славянами, подлежала очистке для будущей «расы господ». Наша Победа будет нерушима только тогда, когда будущие поколения навечно и навсегда обретут иммунитет перед звериной философией Гитлера, пусть даже перекрашенной в «национальные» (или великодержавно-российские) цвета.

И еще два очень важных момента. Мыслящие историки утверждают, что, вопреки расхожему мнению, именно немецкий «средний класс» (лавочники, «толпа») сыграл роковую роль в приходе Гитлера к власти. Сработала нацистская машина пропаганды (с 1933 года монополизированной), действовавшая по своим законам (запомни их!): чем больше ложь, тем она эффективнее; никогда не нацеливать пропаганду на интеллигенцию — только на массу; «вещать» все тоном абсолютной истины, ибо доказывание рождает сомнение; массу нужно натравливать только на одного врага. И вот, глядя на «изысканные» нравы и «объективный» тон некоторых наших журналистов (такое впечатление, словно ими руководят из единого центра!), поневоле спрашиваешь себя: а не читали ли они «Майн кампф», откуда взяты эти рецепты? Откуда столько ненависти к политическим оппонентам? И к демократии?

А ведь если мы будем рассматривать День Победы как послание в будущее , к потомкам, то смысл его будет таков: берегите святые ценности демократии и гуманизма, берегите каждую человеческую жизнь, превыше всего ставьте свободу . И тогда герои и ветераны Великой Отечественной, всей Второй мировой войны вправе будут сказать: мы проливали кровь не напрасно.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ