Согласно официальному заключению экспертов Совета Европы, на сегодняшний система БПП в Украине относится к одной из самых передовых систем бесплатной правовой помощи всех 47 стран – членов Совета Европы. Сверхважно, что система БПП внедряет стандарты Совета Европы, прежде всего практику Европейского суда по правам человека при оказании правовой помощи.
Почти две трети клиентов, права которых защищены в суде, – это люди с низкими доходами, инвалидностью, внутренне перемещенные лица, участники боевых действий, дети, лица, пострадавшие от домашнего насилия, и другие уязвимые категории граждан. К сожалению, большинство из них не имеют финансовой возможности решать свои жизненно важные проблемные вопросы в судах. Именно поэтому система БПП стала для них едва ли не последним островком надежды. Над защитой их нарушенных прав работает целая когорта профессиональных и добропорядочных юристов, которые, пройдя конкурсные отборы, присоединились к команде БПП.
На Закарпатье с системой юридической помощи сотрудничает более 100 адвокатов, благодаря которым местные жители могут добиться справедливости. Правозащитница Наталья ДЖУГАН – одна из этой достойной сотни.
«ЗА ПРАВОВОЙ ПОМОЩЬЮ ОТ ГОСУДАРСТВА ОБРАЩАЮТСЯ ЛЮДИ, У КОТОРЫХ УЖЕ ЕСТЬ СЛОЖНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ»
- Пани Наталья, почему именно бесплатная правовая?
- В систему бесплатной правовой пришла в конце 2013 года, когда она начинала «становиться на ноги». За время работы юриста и адвоката я неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда у человека была проблема, которую можно решить только в судебном порядке, однако средств не только на оплату адвокатских услуг, даже на оплату судебного сбора не было. А с созданием БПП появилась возможность помогать людям и получать за это вознаграждение от государства.
- Сколько дел за годы сотрудничества с системой БПП на вашем счету? И сколько из них успешных?
- В течение года получала ориентировочно 60 поручений, в том числе в гражданских и административных. Соответственно, за 5 лет осуществляла представительство и защиту интересов клиентов системы БПП в 300 делах. По гражданским делам и делам, рассмотренным в порядке административного судопроизводства, большая часть решений судов вынесена в пользу клиентов, то есть удовлетворены исковые требования. В процентном отношении это примерно 90 % успешных, в 10 % в исках отказывали.
- Кто чаще всего обращается за правовой помощью от государства?
- Как правило, это люди, у которых уже есть сложная жизненная ситуация - или минимальная пенсия, или инвалидность, или по тем или иным причинам отсутствует доход. К примеру, представляла в суде интересы пенсионера, который работал в районах Крайнего Севера Советского Союза, а Пенсионный фонд отказался засчитывать ему этот период в страховой стаж при назначении пенсии. Закарпатский окружной административный суд полностью удовлетворил наши исковые требования – признал бездействие Пенсионного фонда противоправным, обязал причислить этот период работы в страховой стаж в льготном режиме. Однако человек еще 7 лет работал в районах Крайнего Севера СССР на секретных объектах, по контракту в исправительных колониях. Российская Федерация не подтверждает такой период его работы, и хотя записи в трудовой книжке есть, но там значится только номер секретных объектов без адреса. Уже полгода обращаемся и к Федеральному государственному учреждению «Центральный архив войск национальной гвардии РФ», и в Министерство иностранных дел Украины, однако ответа нет и человек остается без зачисления 7 лет службы к размеру пенсии. Кроме того, клиент имеет онкологическое заболевание, оперативное вмешательство уже делать поздно, но проходит в очередной раз курс химиотерапии и ему жизненно необходимы заработанные его же тяжелым трудом, средства...
«СО МНОГИМИ ПРОДОЛЖАЕМ ОБЩАТЬСЯ»
- Продолжаете ли общаться со своими клиентами после завершения дела?
- Конечно, и таких немало. К примеру, молодой, талантливый художник Джон Товт, которому в судебном порядке помогла восстановить регистрацию места жительства, которой парня лишила... приемная мать. Благодаря этому он смог получить паспорт гражданина Украины, а, соответственно, пользоваться своими правами. В частности, стать на учет лиц из числа сирот, имеющих право на получение социального жилья.
Со многими продолжаем общаться в социальных сетях, по телефону. Есть клиенты, которых я защищала по уголовным делам и которые до сих пор звонят, заходят в офис, просят помочь в других делах, есть и такие, которые не дают о себе забыть, отбывая наказание в исправительных колониях.
- Удалось ли благодаря вашей защите нарушенных прав человека изменить его жизнь к лучшему?
- Вспомнился случай защиты юноши по уголовному делу, которого задержали за нанесение родному брату тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего. Парню была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей без возможности внесения залога. Мои аргументы, что невозможно избирать человеку исключительную меру пресечения без проведения судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и установления причинно-следственной связи между действиями подзащитного и наступлением смерти потерпевшего, не были приняты во внимание ни Ужгородским городским судом, ни Закарпатским апелляционным судом при рассмотрении нашей апелляционной жалобы. Человек находился в СИЗО. Через месяц поступило заключение судебно-медицинской экспертизы, которой было установлено, что смерть потерпевшего наступила в результате острого отравления этиловым спиртом в концентрации 7,62%, а переломы ребер, который при избрании меры пресечения в виде содержания под стражей воспринимался как нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, были сделаны моим подзащитным уже после смерти брата, когда он делал ему искусственное дыхание, пытаясь спасти жизнь брату. После получения таких результатов я подала ходатайство об изменении меры пресечения, которое было удовлетворено судом, подзащитного освободили из-под стражи. Ходатайство о закрытии уголовного производства также было удовлетворено. После пережитого жизнь парня изменилась кардинально - если до этого случая он позволял себе употреблять алкоголь, то сейчас не употребляет его вообще, женился, устроился на работу, приобрел на заработанные средства транспортное средство.
«В ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛАХ И ДЕЛАХ В ПОРЯДКЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА МОЖНО ДОБИТЬСЯ ПРАВДЫ»
- Трудно ли добиваться правды в украинских судах?
- В гражданских делах и делах в порядке административного судопроизводства можно добиться правды в судах. Дела, рассматриваемые Закарпатским окружным административным судом, относительно обжалования действий субъектов властных полномочий еще и радуют оперативностью рассмотрения, то есть соблюдением сроков рассмотрения дел, чего нельзя сказать о других, в частности Ужгородском горрайонном. В уголовных делах, к сожалению, суды не всегда слышат аргументы стороны защиты, работают по принципу полного взаимодействия со стороной обвинения, но я верю и делаю все для того, чтобы у нас начал реально действовать принцип верховенства права, согласно которому человек, его жизнь, здоровье являются высшей ценностью государства, а деятельность государства должна быть направлена на утверждение прав и свобод человека.
- Есть ли негативные моменты в процессе отстаивания нарушенных прав клиентов?
- Конечно. В уголовных делах чаще. Мне непонятно, почему если УПК Украины предоставляет право суду объединять уголовные производства относительно одного подзащитного о совершении им же аналогичных преступлений, принцип верховенства права обязывает их это делать, и это будет способствовать более быстрому рассмотрению дел и наилучшему обеспечению прав подсудимого, который часто содержится под стражей, а суды отказывают в таком объединении. Почему при рассмотрении дел клиентов от государства суды, при наличии оснований, не применяют ст. 69 УК Украины, то есть не назначают наказание ниже низшего предела. Иногда разочаровывает позиция следственных судей при избрании меры предосторожности, которые часто без каких-либо доказательств (как вышеописанный случай с подзащитным, который был невиновным в смерти брата, но 1,5 месяца просидел в СИЗО), удовлетворяют ходатайства следователей и избирают исключительную меру пресечения в виде содержания под стражей, пренебрегая требованиями УПК Украины, решениями Европейского суда по правам человека, которые предусматривают обязанность суда рассматривать возможность избрания альтернативных мер, не связанных с изоляцией от общества на время досудебного расследования и рассмотрения дела в суде.
- Как введение режима чрезвычайной ситуации сказалось на вашей работе?
- Это, конечно, сделало невозможным рассмотрение гражданских и административных дел, однако суды рассматривают дела относительно подзащитных, содержащихся под стражей, а затем адвокат должен обеспечить свое присутствие при их рассмотрении.