Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«После шестидесятилетней разлуки брат и сестра сразу же узнали друг друга!»

Службе розыска общества Красного Креста Украины — очагу надежд вопреки обстоятельствам — исполнилось 20 лет
3 октября, 2012 - 11:52
73-ЛЕТНИЙ ЖИТЕЛЬ ДОНЕЦКА ВСЕВОЛОД ГАЛЕЦКИЙ СО СВОЕЙ 83-ЛЕТНЕЙ СЕСТРОЙ ИРИНОЙ, ГРАЖДАНКОЙ США, ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ В ДОНЕЦКЕ 8 ИЮЛЯ 2008 г. ОНИ НЕ ВИДЕЛИ ДРУГ ДРУГА 66 ЛЕТ — ИРИНА В 1942 г. БЫЛА ВЫВЕЗЕНА ИЗ УКРАИНЫ В ГЕРМАНИЮ, С ТЕХ ПОР СВЯЗИ СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ ОНА НЕ ИМЕЛА. ВОССОЕДИНЕНИЕ СОСТОЯЛОСЬ БЛАГОДАРЯ ПОМОЩИ СЛУЖБЫ РОЗЫСКА КРАСНОГО КРЕСТА / ФОТО УНИАН

Если вглядеться в вехи истории Украины на протяжении лишь минувшего столетия, они встанут криком разлук. Тут утраты Первой мировой и гражданской воен, отзвуки 1937—1938 годов. Но поистине гигантским беспощадным катком по судьбам людей прокатилось фашистское нашествие, тяготы оккупации. Только по приблизительным подсчетам на принудительные работы в Рейх были угнаны 2,4 миллиона украинцев, и это половина всех лиц, насильственно вывезенных сюда. Стихия событий разметала многие и многие семьи. И как важно вдруг найти друг друга! Именно такой поиск и составляет сердцевину неустанных усилий необычной гуманитарной службы по ул. Пушкинской, 30 в Киеве, в рамках комитета Красного Креста. Она была создана в июне 1992 года, когда Красный Крест Украины получил, наконец, законодательный простор для самостоятельных шагов. Иногда цифры красноречивее слов. Выполняя свою особую миссию, команда розыска прояснила в доказательных данных конкретику происшедшего с более чем 8,3 тысячами дочерей и сыновей Украины, разбросанных по белу свету со времен Второй мировой, причем и с оптимистическими акцентами. Вновь протянуты тысячи таких, казалось бы, навсегда оборванных живых нитей. Обнаружены и идентифицированы 8,5 тысячи безымянных захоронений воинов Украины, погибших при освобождении Западной Европы. Что ж, и такие реквиемы нужны. С момента организации Службы в ее адрес поступило почти 709 тысяч просьб о помощи. 84 тысячи заявителей получили от общества Красного Креста Украины сведения о положительных результатах розысков. Это единственный в нашей стране общественный дивизион, безвозмездно откликающийся на мольбы страдающих душ.

— Служба розыска, хотя в обращениях к ней продолжают в основном пульсировать проблемы трагического прошлого, — говорит президент общества Красного Креста Украины, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины Иван Игнатьевич Усиченко, — сосредоточена сегодня и на актуальных вызовах современности, например, на возобновлении прекратившихся из-за трудных обстоятельств связей — между мигрантами и беженцами в Украину из горячих точек, скажем, в Сомали, Афганистане, Ливии, Сирии — с их родными путем использования специальных Посланий Красного Креста. Такие новые формы и линии осведомленности о жизни и здоровье близких в критических зонах охватывают, в усилиях Службы, 12 тысяч заявителей. Продолжаем находить факты о пропавших без вести, а это тысячи и тысячи судеб; существенно помогли в получении необходимых документов потоку соотечественников, находившихся на подневольных работах в нацистской «третьей империи» и обоснованно рассчитывавших на компенсацию за эти унижения и лишения. Сейчас в диапазон забот входит и поддержка детей, ищущих убежища, и мигрантов в Украине; помощь пострадавшим от транснациональной эксплуатации женских судеб.

— В структуре службы всего десять сотрудниц, но их профессиональный уровень, если можно сказать, прикосновения сердцем к сердцам, заряд активной отзывчивости вызывает уважение в мире.

— Действительно, это так, в нас верят. И я бы назвал эту великолепную десятку, с весьма скромной зарплатой, поименно: Ирина Царюк, Элеонора Кадом, Людмила Обухова, Людмила Тавровская, Наталия Думик, Лариса Харикова, Наталия Чернецкая, Марина Дмитриенко, Наталия Бабич. Это и впрямь волонтеры добра, с высокой результативностью работы. Не случайно в течение последних двух лет в офисе Службы прошли семинары и стажировки с участием специалистов в данном направлении из Болгарии, Норвегии, США, Австралии, Беларуси, Российской Федерации. Большую заинтересованность, в частности, вызвал разработанный и внедренный в Национальном обществе программный автоматизированный комплекс «Поиск». Эта техническая новинка оптимизирует контакты с сотнями респондентов, но, с другой стороны, ни новейшие технологии, ни электронные карточки не могут заменить интуиции, терпения и настойчивости, а главное — доброжелательности в скрупулезной работе с информацией. Очевидно, что интеграл Службы объединяет такие качества и моменты. Показательно, например, что в 2006 году Международный комитет Красного Креста провел в рамках этой нашей Службы Европейскую конференцию по усовершенствованию деятельности ряда таких ведомств. Несомненно, основное — это максимальная информативность в разгадке этих сложных кадров жизни. И тут, среди таких решающих ведомств значится МСР — Международная служба розыска. Что бы вы, Иван Игнатьевич, в прошлом опытный врач и руководитель Службы скорой помощи, могли сказать о ней?

— Что тут, в МСР, исповедуют принципы: промедление — форма отказа. Этот уникальный фонд, ведущий с 1955 года, то есть более полувека, свою, без преувеличения, объемную работу под эгидой Международного комитета Красного Креста, размещается в городе Бад-Арользен (Германия). Показательно, что финансирование МСР осуществляется из федерального бюджета Германии. Служба, которую курирует международная комиссия в составе представителей 11 государств, создана в интересах, если хотите, справедливости. Здесь сосредоточено более 30 млн документов, представленных по трем группам: нахождение в заключении при гитлеровском режиме, перемещенные лица, угнанные в Германию тех времен. Центральная поименная картотека насчитывает более 50 млн персональных учетных карточек. В них сконцентрирована информация о судьбе более чем 17,5 млн человек.

Дружественное сотрудничество Украинской службы розыска с МСР в целом ряде случаев служит решающим ключом к получению таких данных по Украине. Ведь письма и запросы как раз во многих случаях и касаются необходимости документальных подтверждений о принудительном труде, а с другой стороны, — судеб перемещенных лиц.

— Каждый год поисков — это, как правило, потрясающие факты и истории, со сплетениями которых не поспорит ни один роман. И, быть может, в нашем разговоре подобные встречи — прямые и заочные — самое яркое, самое волнующее доказательство, сколь полезна эта животрепещущая служба?

— Соединение разобщенных... Тут всегда глоток радости не только для отыскавшихся, причем еще вчера считавшихся навсегда потерянными, но и для миссионеров этих встреч со стороны нашей Службы, а хочется назвать их именно так, сделавших такие встречи возможными. Собственно, все это лучше услышать из первых уст...

Крутая лестница к нескольким комнатам на втором этаже примечательного особняка Службы Красного Креста. К слову, несколько лет назад, за большую помощь Киеву, это здание решением за подписью тогдашнего мэра города Александра Омельченко было подарено в собственность краснокрестной организации. Множество стеллажей с картотеками, хранящимися в строгом порядке. Руководитель Службы Ирина Юрьевна Царюк знакомит меня с несколькими своими коллегами, непосредственно причастными к таким илиадам.

— Поиск всегда, ввиду его сложности, длительный и далеко не всегда успешный, — говорит Ирина Царюк. — Данные надо сопоставлять, отвергать, вновь просеивать, прежде чем следует вывод — мы нашли потерянную душу! И вот происходят встречи, чаще — в аэропортах, которые, собственно, и организовывают и олицетворяют посланницы Службы. Этих, часто невероятных историй в наших документальных странствиях немало. Но, по крайней мере, о нескольких из них нельзя не рассказать.

— Голодомор 1933 года забрал у Степана и Марии В., брата и сестры с Черкасщины, родителей и жилье, а затем последовала война. После вынужденного пребывания в Германии, куда в дни оккупации Украины они были насильно вывезены, судьба, казалось, навсегда разлучила их, — рассказывает ведущий специалист Лина Кадом. — Степану удалось вернуться домой, а Мария, наслышавшись, что перемещенных лиц на родине преследуют, осталась в Германии. Вышла замуж, родила сына, потом попала на долгие десятилетия в США. А Степан все разыскивал ее. С надеждой, что мечта сбудется, он обратился к нам в 2000 году. Процедура поисков длилась несколько лет и увенчалась успехом. Вспоминаю, как в сентябре 2006 года я со Степаном, держа в руках опознавательный знак Службы Красного Креста, встречала в «Борисполе» рейс из США. Брат и сестра сразу же узнали друг друга — спустя шестьдесят лет! Украинским языком Мария владела плохо. Но в машине стала напевать, со слезами на глазах, вспомнившиеся украинские песни...

— Легенда жизни, о которой также хотелось бы поведать, вообще не укладывается в какие-то стандартные рамки, — включается в разговор Наталия Думик. — Нина и Андрей Т., пребывая на принудительных работах в Германии, полюбили друг друга, заключили брак. Андрей решился вернуться домой, в Кировоградскую область, а Нина побоялась сделать такой шаг, и основания к этому были. У обоих возникали новые семьи, появились дети, внуки, Нина оказалась в Англии. Потом оба овдовели, и желание вновь увидеть друг друга, по сути, никогда не угасая, окрепло. Наш поиск привел к встрече, и я организовывала ее в том же аэропорту «Борисполь». Как описать эти минуты... Теперь они опять вместе, а их дети и внуки, по обе стороны Европы, стали единой дружной семьей...

И еще один трогательный сюжет жизни, поведанный ведущим специалистом отдела розыска Людмилой Обуховой. Тут, в контексте исканий, надо добавить, что работники Службы, владея английским, немецким, испанским, другими иностранными языками, используют в своей работе и эти свои знания.

— Голодомор разбросал семью Б. по разным уголкам Украины, объединились они лишь вперед войной, — говорит Людмила Обухова. — А тут новая напасть: приход немцев, оккупация. Старшую сестру, Меланию, несколько раз пытались отправить на принудительные работы, но ей удалось избежать неволи. А вот Евгения попала в ловушку на фашистской бирже труда. Тяжелые нагрузки на сельхозработах в Германии, голод, холод, издевательства. В конце войны пошли слухи, что возвращающихся домой ждет Сибирь. Женя решила не испытывать судьбу...

«Дорогая сестричка, — писала она спустя годы Мелании, — в Германии мне не было хорошо. Работала от зари дотемна. Хозяева пошли в воскресенье в церковь, а мне надо подоить 16 коров... После войны, в лагере перемещенных, вышла замуж за мужчину, но он плохо относился и ко мне, и к деточкам, и я взяла развод. Хотела как можно скорее выехать из Германии, — в Австралию, но пока оформляла развод, сюда больше не брали одиноких женщин с детьми. Попали в США, тут вышла замуж за Богдана, от него у меня дочка Надя...»

В 2001 году в нашу Службу поступил запрос от Мелании с просьбой помочь разыскать сестру. Мы это сделали. И вот 12 июня 2009 года такая встреча двух сестер и брата, через годы и расстояния, состоялась. Как обняли они друг друга, с радостью и слезами! Обеспечивались такие встречи и в Донецке, других городах, с участием представителей областных комитетов Красного креста, — добавляет Людмила Обухова.

Я шел по тихой тенистой старой улице, размышляя об увиденной вдруг наяву невероятной панораме жизни. «Не оставайтесь никому ничем должным, кроме взаимной любви», — гласит Библия. Вся работа Красного Креста — любовь в действии, негромкая, скромная, подвижническая. Конечно, далеко не всегда происходит чудо, нередко это лишь горькая радость, возможность поклониться праху отца или деда. В этом, к слову, Украинской службе розыска активно помогает Красный Крест Польши, даже в ситуациях массовых захоронений, если хоть какие-то сведения о павшем солдате сохранились. А в целом перед вами совсем немногое о тихой Службе, достойной имени — служение!

Юрий ВИЛЕНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ