Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Последние зубры Волыни

Выживут ли они в условиях соседства с частными охотничьими хозяйствами, ведь леса переданы в аренду на несколько десятилетий?
10 марта, 2017 - 12:22

ОТКУДА ОНИ ПРИШЛИ?

На Волыни зубры появились в 1965 году, их завезли из Беловежской Пущи в рамках существующей тогда в Советском Союзе программы по реакклиматизации этих могучих животных. В мире уже оставалось их очень мало, последнего зубра на свободе застрелили в 20-х годах прошлого века, о судьбе остальных заботился человек, создавая заповедники и резервации. Зубры не являются чужими для Волыни, они были обитателями извечных, первобытных волынских лесов с незапамятных времен. Известно, что на знаменитый съезд европейских монархов, который  состоялся в Луцке в 1429 году, зубров подавали ежедневно к столу европейской королевской знати десятками, если не сотнями. 14 вновь прибывших волынских зубров (переехали 15, один сразу сдох ) в хороших условиях очень быстро дали хорошее потомство. На Волыни еще живы люди (лесники, егери, экологи), которые в начале 90-х годов прошлого века (время наибольшего расцвета жизни зубров в нашем крае) видели и зафиксировали на фотоаппарат зубровые стада в 80 голов! В целом же их было свыше двух сотен, а зубр на самом деле является просто очень большой коровой, которой же нужно где-то пастись.

Животные начали из лесов выходить на колхозные поля, человеческие огороды и вытаптывать все... Сейчас немало человеческих огородов (так как колхозов нет) в некоторых районах Волыни точно так же страдают от диких кабанов, последние чувствуют себя достаточно безнаказанно, потому что их еще не постигла судьба зубров, популяцию которых решили уменьшить так называемыми селекционными отстрелами. Отстреливать должны были старых, больных, но...

Журналист, фотохудожник, а проще говоря — настоящий знаток истории Волыни, ее летописец Валерий Мельник  рассказывает:

— В 1979 году двое жителей Киверцов убили самку зубра и вывезли мясо частным «Москвичом». Их разыскали и наказали: получили по три-четыре года реального тюремного срока, а автомобиль конфисковали. Таким тогда было отношение государства к зубру. Охотничье сообщество четко знало, что это животное нельзя трогать. А пример с наказанием браконьеров давал сигнал: так будет с каждым, кто нарушит писаный закон и неписаную заповедь: «Не убей зубра!» Я читал исторические документы, в частности времен  Великого княжества Литовского, в которое входили и волынские земли. В них четко сказано: если ты голоден, имеешь потребность, можешь убить зубра (это касалось и других животных, которыми тогда, отметим, кишели волынские леса). Ради потехи никто зверя не бил. Лесничий имел право застрелить браконьера, «как пса», просто на месте, около туши подстреленного им животного. Браконьера за убитого зубра наказывали семью неделями тюрьмы, были и другие наказания, потому убивать зубра было просто экономически невыгодно, государство об этом позаботилось. Когда же разрешили так называемый селекционный отстрел, зубр на Волыни перестал быть неприкосновенным, в ход, к сожалению, пошли приборы ночного виденья, серьезное оружие... И очень быстро эти величественные животные в значительной мере перекочевали из леса на колбасные...

КАК ИХ ПОТОМ СПАСАЛИ?

Наибольшее количество зубров, которое одновременно в волынском лесу видел Валерий Мельник (а он, в частности, отработал и в пресс-службе Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства), было всего 14 особей. Именно волынские лесоводы в свое время пробовали возродить популяцию зверя. В 2008 году было обустроено даже два вольера — малый и большой, и только малый занимал 45 гектаров леса около Звирова. Сюда из Виннитчины привезли несколько зубров, зубриха почти сразу сдохла. Говорят, что ее забрали от теленка, получила мастит и погибла, но официальное заключение, конечно, другое: инфекционное заболевание. Теперь в большом вольере (малый был уничтожен стихией, и животные получили доступ дальше) живут два зубра: отец и сын, которые не имеют контактов со своими родственниками, которые выживают якобы на свободе, но какой?.. На территории, где разрешена охота. Причем эти массивы, в которые удивительным образом вошел и заказник «Зубр», отданы в аренду частным охотничьим  хозяйствам. Отданы на 25 лет.

Помню, что бывший начальник Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Богдан Колиснык не один раз собирал на пресс-конференции журналистов, которых, однако, иронично мог назвать «зуброведами». Обещал привезти зубров то из Беловежской Пущи, то из Германии, так как стадо очень нуждалось в свежей крови, привезти не на средства государства, а на заработанные лесоводами деньги (а одно такое животное из Виннитчины стоило тогда 15 тысяч гривен). Поголовье зубров на Волыни катастрофически сокращалось, они исчезали неизвестно куда и от чьих рук. Общественность ставила эти вопросы. Но почему заглохло дело с поставками из Беловежской Пущи и Германии, неизвестно, однако в какой-то момент начальник управления начал проводить линию, что о зубрах должны заботиться экологи, а не лесоводы. Хотя живет этот краснокнижный зверь не в полях же, в лесах, и должен охраняться именно хозяевами лесов.

КАК ИХ ТЕПЕРЬ СЧИТАЮТ?

Теперь создается впечатление, что зубры фактически покинуты на произвол судьбы. И покинуты не вчера, а значительно раньше. Как говорят: «Нет тела — нет дела». Не будет здесь зубров, сдохнет или убьют последнего, и никто ничего не будет спрашивать. А что исчезнет один из брендов, символов Волыни — так сейчас это мало кому интересно. Скажут: война, янтарь, политика... Собственно, исчезнет зверь, который за тысячелетия, не изменившись внешне, пришел со времен последнего ледника вплоть до ХХІ века. Зубра непросто увидеть и очень трудно сфотографировать. Для этого нужна мощная техника и огромное терпение. Ближе, чем на 50 метров, людей они к себе и не подпускают. Поэтому часто их количество определяют по следам на снегу и... их экскрементам.

Этой зимой поисками зубров на территории Звировского лесничества, куда их полвека назад и завезли-поселили, занялась дирекция Национального природного парка «Цуманская пуща». Привлекли волонтеров из разных уголков Украины, приобщились так называемые общественные активисты. На эмблеме парка изображен зубр, а территория заповедника «Зубр» ему... не принадлежат. В 2013 году «большие люди», «хозяева Волыни» (кое-кто уже и на том свете) посодействовали, что Волынский областной совет передал в аренду частным охотничьим хозяйствам существенные лесные массивы около Зверева. Здесь проходит охота на кабанов, оленей, и хоть не разрешена охота «бригадами», но она происходит, о чем не раз писали и в волынской прессе. И сейчас, как сообщил директор парка «Цуманская пуща» Игорь Квач, когда искали в лесу зубров, видели компании охотников, обустроенные загонки, следы крови на снегу, звучали выстрелы... Как бедному зубру на волынской земле удержаться при таком сопровождении? Парк никто не просил и не обязывал провести учет зубров. Они же и не на балансе парка. Но парк, говорит Игорь Квач, хотел установить точное количество зубров и требовать, чтобы кто-то (те же охотничьи хозяйства) были за них ответственны. Или другой выход: вернуть заказник «Зубр» в национальный природный парк.

Волонтеры обнаружили, как утверждают, два стада. В одном 9 диких быков с малышом, во втором — 7, тоже с малышом. Следы на снегу показали, что блуждает в лесу еще два взрослых самца. Плюс два, те, которые в вольере. Но ни Валерий Мельник, который хорошо знает «зубров вопрос», ни Виталий Жабчук, ныне работник Национального природного парка «Цуманская пуща», который много лет в управлении лесного и охотничьего хозяйства заботился, в частности, и о зубрах, не доверяют информации о двух стадах. Говорят: если бы стада зубров видели в один день и  на далеком  расстоянии друг от друга, это одно дело. А видели же одно стадо — в один день, другое — в следующий. Считают, что это одно и то же стадо. Жабчук теперь насчитывает всего лишь 13 зубров, а не 20, как посчитали волонтеры.

Понятно одно: зубр, могучее, сильное и красивое животное, которое веками жило рядом с человеком, сейчас выживает в волынских лесах. Выживает из последних сил.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк. Фото Оксаны ЧУРИЛО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ