Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Послушать и прикоснуться к знаниям

Общественность обращает внимание власти на критическое обеспечение книгами и техническими средствами слепых и слабовидящих детей
8 сентября, 2015 - 13:04
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В Украине — 32 школы-интерната для детей с проблемами зрения. В них учится около четырех тысяч детей. В целом в государстве проживает свыше 120 тысяч человек с инвалидностью по зрению (70 тысяч — тотально незрячие, из них каждый седьмой — ребенок). В Киеве — 4,5 тысячи лиц с проблемами зрения. Если до 1 сентября для общеобразовательных школ типографии еще как-то успевают печатать учебники, то для специализированных школ-интернатов  отстают на месяцы и годы (потому что программа меняется). А по некоторым предметам учебников вообще нет.

В известной степени помогают частные инициативы добрых людей, которые обеспечивают некоторые школы аудиокнигами и техническим оборудованием. Один из таких проектов — «Почувствуй книгу» Фонда поддержки молодежного и олимпийского плавания, который подарил киевской общеобразовательной школе-интернату для слепых детей №5 им. Я.П. Батюка диски с записями стихотворений и рассказов Лины Костенко, Марьяны Савки, Оксаны Сайко и других в озвучении известных артистов.

По словам людей, которые помогают детям с проблемами зрения, сегодня практически все директора школ-интернатов подтвердят, что очень большой проблемой является отсутствие книг со шрифтом Брайля и аудиокниг, а еще — технических устройств (плееров, музыкальных центров и тому подобное). К тому же в Украине очень мало типографий, которые печатают такие книги, а если и печатают, то в ограниченном количестве.

«О проблемах книжек знают все. И это тянется не один год. Но если у нас есть проблемы с изданием учебников для общеобразовательных школ, то брайлевские всегда печатались где-то через 2—3 года. Мы работаем по программе общеобразовательных школ, в настоящее время по многим предметам введены новые программы, потому действительно есть задержка. Книжки со шрифтом Брайля мы получаем понемногу: сейчас должны получить для 3-го и 5-го классов. Раньше старшеклассники не имели «Истории Украины» — она не печаталась, как и много других учебников.  Нам нужны книжки и для учебы, для внеклассного чтения. К счастью, у нас есть интернет, и дети много берут оттуда информации», — рассказала директор специальной общеобразовательной школы-интерната Людмила КОВАЛЬ, в которой живет и учится 154 ученика.

Часто выпускники таких специализированных школ поступают учиться в вузы (университет «Украина», педагогический университет им. Драгоманова, Национальный авиационный университет). Но учеба и перспектива будущей работы — это только часть жизни. Родители же слабовидящих и слепых детей отмечают еще одну проблему: отсутствие социальной адаптации их детей, на навыках, которые необходимо сформировать, чтобы по окончании специализированной школы себя обслужить.

«Здесь педагоги дают им школьную программу — дают максимально то, что должны и могут делать, — но, кроме знаний, детям еще нужна социальная адаптация, им нужно приобретать бытовые навыки. В школе нет возможности работать с каждым ребенком индивидуально, а дети этого требуют. Мы  сами — родители ребенка с проблемами зрения, который без нашей помощи остается полностью дезориентированным. Мы его понемногу учим, но этого мало. Нужна профессиональная поддержка, нужно учить этому системно: как приготовить еду, как ходить по улицам, как развести огонь, как относиться к социуму», — объясняет мама ученика 11 класса специализированной школы им. Я. П. Батюка Жени ОБЛАКЕВИЧА пани НАТАЛЬЯ.

Она является инициатором создания бесплатного учебно-реабилитационного центра для детей и молодежи  с проблемами зрения «МАМА Park» в Киевской области. Идет речь о возможности предоставлять детям с особенностями развития профессиональную реабилитационную помощь, а также возможность раскрыть и углубить их способности, помочь освоить бытовые навыки самообслуживания. В центре могут проходить реабилитацию и профессиональную подготовку инвалиды I и II групп по зрению (около 180 человек ежегодно).

«Там будут работать психологи и реабилитологи: соответственно, будет физическая реабилитация и психологическая поддержка, чтобы дети научились не бояться окружения, — продолжает Наталья Облакевич. —  Для этого нам нужно сначала построить этот центр, а потом, конечно, средства для оплаты работы специалистов. В настоящее время мы уже купили за свои средства землю под Киевом — два гектара, начинаем понемногу обустраивать. Однако нужны еще средства на строительство. И нам нужна поддержка общественности, благотворительных фондов, хороших людей. Обучение будет бесплатным. Мы собираем всю информацию о подобной реабилитации таких детей. Потому что мой сын очень хочет учиться и  быть юристом. Для всех нас пока еще это непонятно, как это может быть, как социум может принять такого юриста. И я знаю, что родители также заинтересованы социализировать своих детей, чтобы они не были такими беспомощными».

Родители и учителя слепых и слабовидящих детей просят государство, общественность и бизнес поддержать их детей в учебе и развитии. Напомним, что 19 августа 2015 года в Женеве украинская делегация на 14-й сессии Комитета ООН по правам людей с инвалидностью представила свой первый доклад о выполнении Украиной Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью. При этом международные эксперты признали, что для обеспечения прав инвалидов нам нужно предпринять еще очень много практических шагов. Также они выразили мнение, что именно определение инвалидности, принятое в нашем государстве, является устаревшим и носит исключительно медицинский и дискриминационный характер.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ