26 ноября крымско-кремлевский заключенный Александр Кольченко будет отмечать день рождения. За решеткой, в ростовском СИЗО-4 на улице с весенним названием — Большая Садовая, 31 (индекс 344082, а/я 2710). К именинам украинские правозащитники готовят акцию: 26 ноября в 19 часов (о месте встрече обещают сообщить) соберутся вместе, чтобы поздравить Александра и записать для него видеообращения, надеясь, что их удастся передать в СИЗО. Одно обращение уже готово — со словами поддержки к кремлевскому заключенному обращается его мама Лариса (между прочим, сын очень похож на нее), сестра Наталья, мама Геннадия Афанасьева — Ольга, сестра Олега Сенцова Наталья Кочнева, смогли даже записать несколько слов от Надежды Савченко (во время одного из судебных заседаний), что обязательно победят и вместе будут на свободе.
«ДЛЯ СИЗО ЗАКОНЫ НЕ ПИСАНЫ»
Еще одним подарком накануне дня рождения должна была стать встреча с адвокатом Александра Светланой Сидоркиной, однако ее на свидание с подзащитным не пустили. Светлана недавно была с визитом в Киеве, ее пригласили на международную конференцию, посвященную соблюдению прав человека, она рассказала о причинах: «Официальная мотивация, со слов сотрудников СИЗО, — не было свободных кабинетов. Но адвокат имеет право на свидание с подзащитным в любое время, такие ограничения незаконны, я подала соответствующие жалобы. Однако для СИЗО, которые подконтрольны ФСБ, законы не писаны, они по своему усмотрению решают подобные вопросы. 24 ноября будет заседание апелляционной инстанции, будем обжаловать приговор Сенцова и Кольченко. Следующее свидание состоится уже после этого. Относительно самого уголовного дела, как защитники, считаем, что квалификация тех действий, которые им приписывают, участие в составе террористических групп, безосновательна».
По мнению Светланы Сидоркиной, такое суровое обвинение выдвинуто Александру по причине сложных отношений России и Украины. Но Саша, невзирая на всю абсурдность и сложность ситуации, не падает духом. «Он всем передает привет. Не всегда удается к нему добраться, мы часто переписываемся. Он считает себя гражданином Украины и свои действия предпринимал именно как гражданин Украины, защищая и отстаивая свою точку зрения на события, происходившие в тот период в Крыму. Саша себя позиционирует как патриот Украины».
«В ПИСЬМАХ СПРАШИВАЕТ ОБ УКРАИНЕ»
Пока адвокаты готовятся к апелляции, мама Александра — Лариса — пообщалась с правозащитниками через скайп-связь. По ее словам, последнее общение с сыном было еще во время судебного процесса в Ростове, когда объявлялся приговор. Теперь основная ниточка связи — письма. «Саша очень похудел, это понятно — переживает, и условия питания и обитания хотелось бы улучшить. В письмах он спрашивает, что происходит в Украине, в Крыму, в Симферополе и в мире в целом. Мне кажется, что он повзрослел, возмужал, но взгляды его почти не изменились. Когда был суд, очень переживала, было невозможно слушать, как подставные свидетели выступали, рассказывали, что он террорист. Но Саша — не террорист», — говорила мама в видеоразговоре. Она вместе с другими матерями наших заключенных в РФ ожидает от Украины любой правовой комбинации — обмен или высылка — чтобы только их дети вернулись на родину. А небезразличных украинцев попросила писать заключенным письма.
Максим Буткевич, активист инициативной группы «Комитет солидарности», напоминает, что их лучше писать на русском языке, не комментировать материалы дела и избегать прямых политических лозунгов и призывов, например, «Крым — это Украина». «Саша много читает, если есть возможность, то можно передавать книги. Сейчас есть несколько онлайн-петиций с призывом к структурам Евросоюза публично осудить приговоры крымских политзаключенных и требовать их освобождения и передачи в Украину, и эта петиция в настоящий момент набирает много голосов. Нельзя ослаблять внимание к этим делам, особенно учитывая то, что Олег и Саша получили 20 и 10 лет строгого режима», — добавляет Буткевич.