Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Правовой евроидеал и действительность

Эксперты «Дня» анализируют: чего украинцам не хватает для защиты своих прав
14 апреля, 1996 - 19:56
«ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» В КОЛОНИИ / ФОТО ВЛАДИСЛАВА МУСИЕНКО, Киев

В этом году государства мира будут отмечать 60-летие Всеобщей декларации прав человека ООН, являющейся международным правовым кодексом, существенно повлиявшим на развитие правовой системы. На ней построена и Конституция Украины, гарантирующая права и свободы нашим гражданам. Также, вступив в 1995 г. в Совет Европы, наше государство обязалось стать на защиту демократических ценностей. Еще один важный международный правовой акт, действующий в Украине, — Европейская конвенция о защите прав человека и фундаментальных свобод, принятая больше полувека назад. Впрочем, эти документы будут немногого стоить, если граждане страны не смогут защищать свои права. Многочисленные обращения украинцев в Европейский суд свидетельствуют о том, что с построением правового государства у нас есть еще большие проблемы, поскольку к международной защите граждане обращаются в том случае, когда не смогли найти правду в Украине. Так, только за прошлый год Европейский суд вынес 104 решения по искам наших соотечественников. Говорят ли эти цифры о том, что мы уже лучше умеем защищать свои права, и что нужно для того, чтобы Украина стала правовым государством? Об этом — в опросе экспертов «Дня».

Семен ГЛУЗМАН, директор Украинско-американского бюро по защите прав человека:

— Украинцы тогда научатся отстаивать свои права, когда не будут позволять власти их нарушать. И это не означает, что в случае, если вовремя не выдают зарплату или осудили невиновного, нужно обращаться в Украинско-американское бюро по защите прав человека или искать какую-либо другую правозащитную организацию. По моему мнению, защищать свои права — это требовать, чтобы правосудие действительно было правосудием, прокуратура следила за соблюдением законов, а не политикой, милиция — охраняла права граждан, а не была послушным инструментом власти. Что касается общественных организаций, то они, я считаю, не могут заменить правосудие. В советские времена люди у нас были лишены возможности выбирать себе власть. Ныне ситуация иная — нам дается право выбора. Главное — даже не президентские выборы, а выборы органов местной власти, и потому к этому вопросу необходимо очень серьезно относиться. Чтобы суды действительно защищали права граждан, необходима судебная реформа, которая не позволяла бы судьям безнаказанно совершать преступления (я имею в виду взяточничество). И что интересно, при рассмотрении гражданских дел судьи берут взятки от обеих сторон процесса и побеждает сторона, заплатившая больше (но и другой деньги назад также никто не возвращает). А еще суды должны обслуживать граждан, а у нас они до сих пор фактически продолжают обслуживать государство. Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо много факторов, в частности, модернизация системы высшего юридического образования, поскольку сейчас немало коммерческих вузов выпускают юристов со слабой профессиональной подготовкой. В общем, проведение правовой реформы — процесс очень сложный и, издав какой-то один законодательный акт, стопроцентно позитива после этого не стоит ждать. А начинать правовую реформу нужно с каждого из нас, например, с тех же выборов, к которым необходимо подходить очень ответственно.

Андрей ДЬЯЧЕНКО, адвокат:

— В Украине защищать свои права люди могут в границах, предусмотренных действующим законодательством. А если в государстве парализован институт судопроизводства, то нередко граждане оказываются беззащитными. Сегодня в Украине создана государственная корпорация «аля прокуратура», которая не только занимается обслуживанием органов власти, но еще хуже — создает условия для вымогания взяток. Такая коррупционная система в правоохранительных и судебных органах действует от низа к самим верхам. В подобных условиях человеку, которому не хватает денег или влиятельных связей, очень трудно добиться справедливости. Не совсем просто рядовому гражданину обратиться и в суд: правила подачи искового заявления очень усложнены. А несогласованность в зако нодательных актах настолько большая, что даже профессиональным адвокатам иногда тяжело определить хотя бы подсудность дела: куда давать заявление — в административный суд или хозяйственный. По моему мнению, созданию правового государства у нас препятствует большая заангажированность судей (даже если и удалось подать заявление в суд, то защитить свое права можно лишь в том случае, когда участниками спора являются граждане, а когда в процесс вступают государственные органы — рядовому гражданину выиграть дело почти всегда бесперспективно). Поэтому, чтобы изменить ситуацию, в первую очередь, нужно ввести ответственность работников правоохранительных орг анов и органов правосудия за злоупотребление властью. Например, высшая инстанция отменила несколько судебных решений — необходимо ставить вопрос о соответствии занимаемой должности судьи, который их выносил. Сейчас у нас фактически существует полная безнаказанность: работники правосудия сами нарушают закон и это им сходит с рук. А если бы была ответственность — вплоть до уголовной, то случаев, когда судами выносятся заранее неправомерные решения, значительно уменьшилось бы. Именно из-за отсутствия качественного правосудия многие украинцы обращаются в Европейский суд по защите прав человека. Там выиграть дело по иску в государственные органы значительно проще, чем у нас.

Андрей ОСИПОВ, глава Комитета противодействия коррупции и организованной преступности:

— Ныне в Украине ситуация такова, что права человека нарушаются, а они нередко при этом даже не оказывают сопротивления. По моему мнению, Украина станет правовым государством лишь тогда, когда для всех без исключения (включая прокуроров и судей) будет существовать неотвратимость наказания. Например, если судья или прокурор будут знать, что за взяточничество им стопроцентно грозит лишение свободы, то они хорошо подумают, прежде чем нарушить закон. Сегодня у нас получается так, что судья, задержанный за взяточничество (случаи задержания, хоть и редко, но случаются), со своей стороны дает взятку другому судье, и дело заканчивается, как говорят, легким испугом. Я считаю, что любой закон по-настоящему действует лишь тогда, когда за его нарушение виновные получают реальное наказание. Сейчас в Украине достаточно законов, защищающих права граждан, но эта защита, к сожалению, часто происходит только на бумаге. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно измениться самим украинцам: отстаивать свои права нужно конституционным путем, а не путем подкупа правоохранительных органов, как это часто происходит. Ведь судьи не стоят перед судами с плакатами: «Без взятки не заходить», и если бы люди перестали давать «вознаграждение», то это явление постепенно бы исчезло. Поэтому построение правового государства следует начинать с перестройки психологии каждого из нас.

Екатерина ЛЕВЧЕНКО, президент Международного правозащитного центра «Ла Страда — Украина», советник министра внутренних дел Украины:

— К сожалению, у наших граждан еще нет четкого понимания св оих прав и того, как они должны соблюдаться. С другой стороны, в Украине остается сложной ситуация с учреждениями, призванны ми защищать права людей. Ныне ситуация выглядит т аким образом, что главным нарушителем прав человека у нас выступает государство, и поэтому граждане должны защищаться от него — структуры, которая сама должна гарантировать защиту своим гражданам. Эта проблема — не сугубо ук раинская, она существует и в других государствах, даже в тех, кот орые считают себя демократическими. Поэтому везде и созданы учреждения, призванные помогать гражданам. Это независимые комиссии, бюро, разнообразные структуры мониторинга соблюдения прав человека, общественные организации. Сегодня в Украине человеку очень трудно защитить свое право в определенном законодательством порядке. Именно поэтому к этому процессу подключаются правозащитные группы и организации. У меня лично было немало случаев, когда нарушались мои права, но даже я, будучи образованным человеком, до конца их не смогла отстоять. Единого рецепта для того, чтобы Украина в конце концов стала правовым государством, считаю, не существует. По моему мнению, одним из главных шагов к верховенству в права государстве должна стать осведомленность каждого украинца в сфере прав человека, и это образование должно даваться каждому с детства. Дети должны понимать, что у них есть права и обязанности, которые неуклонно нужно соблюдать. Ведь от сознательной позиции каждого гражданина зависит очень многое, поэтому я призываю всех: защищайте свои права. Также должна быть политическая воля украинской властной «верхушки», чтобы руководители государства сами демонстрировали позитивные примеры соблюдения прав человека.

Евгений ЗАХАРОВ, сопредседатель Харьковской правозащитной группы:

— В последнее время украинцы нередко защищают свои права не правовым путем, а коррупцоинным (путем подкупа работников правоохранительных и судебных органов). Однако есть определенная часть людей, которые все-таки обращаются за защитой своих прав к правоохранительным органам, и это часто дает позитивный результат. Если посмо треть на количество судебных исков о незаконных действиях или бездеятельности органов государственной власти и должностных лиц, то за годы независимости Украины таких увеличилось в 30 раз. Статистика свидетельствует о том, что много подобных споров граждане выигрывают. Но, считаю, действующее законодательство могло быть использовано для защиты прав намного лучше, чем это происходит сейчас. Чтобы Украина стала правовым государством, по моему мнению, необходимо, чтобы у граждан было доверие и уважение к суду и правоохранительным органам. Но, самое главное, уважение должно быть к закону в целом. И это касается каждого украинца, независимо от занимаемой им должности. Кроме того, существует немало международных документов — Декларация прав человека ООН, Европейская Конвенция по правам человека и т.п. Но эти документы — прообраз того, что должно быть, идеал, к которому нужно стремиться. В 1948 году такой международный кодекс прав был воплощен в декларацию, существенно повлиявшей на развитие правовой системы во многих странах мира. Но в последнее время ценностями в сфере прав человека нередко пренебрегают, и политики, чаще всего, выбирают политическую целесообразность, нежели права человека. Однако существует такое правило: режим, нарушающий права человека, обречен на поражение.

Юлия МАТВЕЕВА, заведующая Экспериментальной учебной лабораторией (правовая клиника) НАУКМА:

— По моему мнению, на протяжении последних лет украинцы понемногу начинают учиться защищать свои права. В Украине для защиты прав человека создано достаточно конституционных механизмов (совершенны они или нет — это уже другой вопрос), но на желание людей отстаивать свои права влияет немало факторов. И самый главный из них — ментальность. В отличие от американского или западноевропейского гражданина, украинцы не сразу спешат в суд жаловаться на соседа или на некачественное обслуживание в магазине. Также успешной защите прав у нас часто препятствует недостаточный уровень правовой культуры населения. Вместе с тем неэффективность (можно сказать, коррумпированность) деятельности судебной власти и правоохранительных органов порождают недоверие к ним. Например, до сих пор бытует мнение, что главная роль адвокатов — договориться с судьей или прокурором. Хотя нужно отметить и то, что в последнее время ситуация с защитой прав у нас начинает меняться к лучшему, что можно заключить по увеличению количества обращений в суды. Потеряв веру в украинскую систему правосудия, украинцы нередко обращаются и в Европейский суд по защите прав человека, где выигрывают дела против государства Украины. Сам факт, что это можно сделать, уже много значит. Поэтому, если человек хочет защитить свое право, то он это сделает. Чтобы Украина стала правовым государством, по моему мнению, начинать изменения следует в наведении порядка в деятельности высших органов государственной власти (в частности, обеспечить четкую работу Верховной Рады), что позволило бы завершить процесс конституционной реформы и продолжить реформирование в правовой сфере и судебной системе.

Ринат МУХАМЕДЖАНОВ, сопредседатель Днепропетровского областного центра защиты прав человека:

— Все зависит от того, о чьих правах идет речь. У меня складывается впечатление, что защитить права простых людей в Украине становится все трудней. Самая удручающая картина предстает в судах. Если выигрываешь дело в суде первой инстанции, то апелляционная или кассационная инстанция все отменят. И так можешь ходить по кругу хоть до конца жизни. Если у противоположной стороны есть власть или деньги, то выиграть дело практически невозможно. Небольшой отдушиной является Европейский суд, однако, достучаться туда исключительно трудно — и там все обставлено такими сложностями, что без помощи специалистов соблюсти процедуру подачи жалобы сложно. У нас в области подобных примеров немного — лично я помню один такой случай, когда истцу удалось пройти через все этапы и получить положительное решение. А суть заключалась в том, что его «забыли» пригласить на рассмотрение апелляционной жалобы. Украинская сторона пыталась предоставить какую-то повестку, но в Европейском суде дело решили в пользу рядового гражданина и обязали выплатить ему моральный ущерб в две тысячи евро. Однако все это стало возможным благодаря исключительной настойчивости самого гражданина. На мой взгляд, настоящей бедой является то, что сегодня судьей может стать буквально кто угодно. За деньги поступают в юридические вузы и получают дипломы. И точно также, зачастую, пробиваются в судьи. Я знаю один случай, когда квалифицированный специалист не смог стать судьей, поскольку у него не было необходимой суммы. Кроме того, у судей советской закалки есть один существенный недостаток — подчинение начальству у них просто в крови, на генетическом уровне. Предусмотрена вроде бы аттестация судей, но кто ее проводит — те же судьи. Хотя, по моему мнению, там должны присутствовать и иметь право голоса представители общественности, например, те же правозащитники. Вообще, если вчитаться в Конституцию, то выходит, что власть принадлежит народу, но назначают судей Президент и Верховная Рада. Причем, пожизненно. В нормальном европейском государстве Конституция — это механизм защиты гражданского общества от произвола чиновников и государства. А у нас все наоборот — в Конституции фактически закреплены права государства и чиновников. Просто над этим украинцы не задумываются и Конституция пишется и переписывается не в угоду народу, а по усмотрению чиновников.

Валерий ДАНИЛЕВСКИЙ, политолог, г. Донецк:

— Декларация по правам человека, Конституция Украины, которая признана одной из самых профессиональных и демократичных, другие законы принимались в нашей стране очень непросто, но все же они были тщательно подготовлены. Так что главная проблема Украины — не в отсутствии необходимых законов, а в исполнении тех, которые уже у нас есть. Самая большая проблема — это невыполнение законов, решений, постановлений. Это национальная проблема, тесно связанная с нашим украинским, или даже славянским менталитетом. И поэтому можно констатировать, что Декларация по правам человека носит именно декларативный характер — на уровне протокола о намерениях, не более того. И дело не в том, что украинцы не умеют защищать свои права, дело в том, что попрание этих прав встречается так часто, что охватить все случаи даже не всегда возможно. Мы знаем, как попираются права наших граждан на всех уровнях — начиная от начальника жэка, и заканчивая представителями высших органов государственной власти. Граждане особенно тяжело ищут правды в правоохранительных органах, в судах... То есть сейчас в современной Украине гражданину фактически некуда обратиться для отстаивания своих законных прав и интересов — прав тот, у кого больше прав, и у кого больше денег.

Конечно, в сравнении с процессами, которые происходят сегодня в России, Украина все же является прогрессирующим государством — и в направлении защиты прав человека в том числе. Да и в целом на фоне других стран на постсоветском пространстве мы выглядим намного лучше, но по сравнению с европейскими странами у нас, к сожалению, абсолютно неправовое государство. И те же проблемы скинхедов, нераскрытия убийств, непростая криминогенная обстановка в целом в стране, проблемы шахтеров, погибающих в шахтах, и безнаказанности владельцев этих шахт... Все это говорит о том, что наша страна находится пока что в переходном периоде по всем вопросам, и в частности, в сфере отстаивания прав человека. Эта Декларация для нас очень важна, но, к сожалению, в нашей стране пока мало что делается для становления правово го государства и выполнения намерений, которые были в ней отмечены.

Инна БИРЮКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ