Третий «Гогольфест» закончился большим рок-концертом на втором этаже «Мистецького Арсеналу». Среди участников были такие группы, как «НеГрузовики», «Мои ракеты вверх», «Дети Пикассо», «Сахара Сахара». Позади остались две с половиной недели насыщенного арт-марафона.
И по его итогам можно утверждать: нынешний «Гогольфест» удался. Причина успеха проста: организаторы получили в свое пользование просто роскошное пространство — бесконечные просторные анфилады на двух этажах «Арсенала» — и смогли это пространство должным образом использовать, обустроив театральную, малую театральную, концертную, литературную сцены, видеозал, клуб-кафе; а больше всего места отдали художникам. В общем, на полмесяца, с 11 по 27 сентября, и двор, и внутренние помещения здания на улице Ивана Мазепы были отданы на откуп искусству.
Саму программу можно и есть за что критиковать. Так, например, очень неровным был сегмент изобразительного искусства. Большинство проектов напоминали уже что-то виденное ранее, несли в себе очень мало свежих идей. Оригинально выглядела разве только экспозиция лубочной и кичевой живописи из собрания Антина Мухарского, главным украшением здесь был цикл картин шахтерской жизни, выполненных самобытным художником Родионом Мининым.
В подборке театральных работ также хватало противоречий, но все же дал о себе знать опыт основателя фестиваля Владислава Троицкого как главы собственной студии «Дах». Более-менее традиционные спектакли соседствовали со зрелищами, близкими скорее к перформансам и театрализованным концертам; но, за несколькими исключениями, уровень сценических работ был вполне достойным.
То же самое можно сказать о литературе и кинематографе. Они в основном делили Литературную сцену: днем шли презентации новых изданий и встречи с поэтами и писателями, поздно вечером — показы различных кинофильмов, и то и то — в переполненном зале.
Безусловно удалась музыкальная программа — как рок и электроника (об этом смотрите статью Сергея Гарагули в сегодняшнем же номере «Дня»), так и классика и авангард (что является во многом заслугой куратора академической части, киевского композитора Виктории Полевой). Акустика «Арсенала» кажется идеальной. За две недели выступили камерные ансамбли высшего уровня — украинские «Кластер», «Nostri Temporis», «Киевские Солисты», французский «Accroche Note», польский Квартет Шимановского, дуэт всемирно известной немецкой баянистки Эльсбет Мозер и виолончелиста Николаса Альтштедта. Также знаковым событием стал концерт Национального академического симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко, составленный из произведений двух наиболее интересных на сегодняшний день отечественных композиторов Святослава Лунева и упомянутой Виктории Полевой.
И самое главное достижение, без которого все важные мероприятия теряют смысл, — атмосфера. Собственно слово «фестиваль» означает «праздник». Творческая и богемная молодежь расположилась табором в «Арсенале», сделав его по-хорошему модным местом. Все две недели основные мероприятия «Гогольфеста» сопровождал своего рода параллельный фестиваль, устраиваемый публикой: каждый самовыражался как мог, многие приходили в изощренных карнавальных нарядах; во дворе каждый день выступали самые странные уличные ансамбли, проходили причудливые и шумные перформансы. Эта радость сотворчества зрителей наряду с высоким уровнем многих участников и позволяет назвать «Гогольфест» одним из наиболее ярких культурных событий последних лет.