Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник закончился, осадок... остался

Реплика на опубликованную в газете «День» статью «Это не было поражением»
11 июля, 2011 - 19:58
ФОТО С САЙТА APLAKAL.COM

Ежегодно на «Казацких могилах» под Берестечком собираются украинцы, чтобы почтить память павших за свободу Украины героев-казаков, вдохновиться в этом святом месте на борьбу за украинскую национальную идею. Верные этой национальной традиции, в далеком 1989 году, мы подняли здесь, на поле Берестецкой битвы, впервые на Ровенщине, сине-желтые украинские флаги. Не смогли этому помешать ни кордоны милиции, ни КГБ, и на острове Гаек, у могилы казаков, мы провели поминальную панихиду и не санкционированный властью митинг, который открывал светлой памяти Василий Червоний. Также состоялась встреча с Вячеславом Чорновилом.

В этом году, в 360-ю годовщину битвы под Берестечком, на «Казацких могилах» тоже было многолюдно. Теперешняя власть организовала и выездную торговлю, и костюмированное действо, и вообще не препятствовала национально-патриотическим организациям «официальными» мероприятиями. Но какая же огромная разница между «духом и идеей» этого патриотического действа, которое проходило на «Казацких могилах» 20 или хотя бы 10 лет назад, во время подъема борьбы за независимость и национальное возрождение, во время единения патриотических сил в канун оранжевой революции — и ныне! Сущность национально-патриотической традиции почитания памяти украинских казаков, которые погибли за свободу Украины, на этом мероприятии властью и организаторами праздника была полностью выхолощена и сведена к такой себе Сорочинской ярмарке берестецкого образца. Национальную идею заменили палатками с товаром, шашлыками и театрализованным действом статистов в исторических костюмах, что не отражало ни идею освободительной борьбы украинского народа против поработителей, ни героизм казаков. Вполне понятны такие действия власти — чиновников Партии регионов. Им нужны были не подъем украинского национально-патриотического духа людей, не подъем символа борьбы за Украинское государство, а шароварное действо и «осчастливленная» рюмкой водки или кружкой пива толпа. Именно поэтому в палатках торговали водкой и другими хмельными напитками, что согласно принципам украинских националистов всегда было недопустимо,тем более на массовом национально-патриотическом мероприятии.

Выступали с трибуны и несколько народных депутатов и лидеров политических партий. Говорили они в основном о себе и подбадривали тех партийцев, которые держали их партийные флаги. Больше всего было, конечно, призывов к единству вокруг той или иной партии и ее атамана. Но как фальшиво это звучало из уст лидера УНП Юрия Костенко, партия которого не подписала Декларацию совместных действий национально-патриотических сил, инициированную Украинской Народной Радой, чтобы объединить усилия партий при проведении больших патриотических праздников (подписали Декларацию Конгресс украинских националистов (Броцюнь), ВО «Свобода» (Тягнибок), Республиканская христианская партия (Поровский) и Украинская Национальная Ассамблея (Шухевич). Ораторы, вместо того, чтобы в чистой воде реки Пляшевки увидеть, как в зеркале, свою слабую политику и как на исповеди перед памятью казаков сказать о том, почему национально-патриотические силы утратили предоставленные народом позиции во власти, все свели к митинговой партийной риторике. Острым диссонансом было выступление Сергея Олексиюка, проникнутое традиционным для «Казацких могил» патриотическим духом и призывом не применять здесь партийную символику, которая разделяет людей, потому что казаки боролись и погибали здесь не за партии, а за идею украинской государственности, поэтому Государственный флаг Украины должен объединять здесь членов разных партий и организаций.

360-я годовщина битвы под Берестечком породила больше вопросов, чем ответов. Надо было руководителям политических сил откровенно сказать, какими мы стали на двадцатом году независимости? Почему толпились люди не у столиков с книгами и газетами, а у палаток с хмельными напитками? Почему украинские патриоты пришли к «Казацким могилам» с партийными стягами, а не с государственными флагами? Почему к могиле казаков на острове Гаек на панихиду по давней традиции пришли только казаки Волынской и Полесской Сечи и несколько десятков основателей Руха на Ровенщине? Почему в это же время тысячи людей, «закусывая», ожидали костюмированного действа на поле, а не молились на казацкой могиле? Почему на «Казацких могилах» не было школьников от каждой школы и совсем мало молодежи? Конечно, министр образования — украинофоб Д. Табачник — не одобрил бы такую инициативу, но в школы ходят дети и внуки сознательных украинцев, которые бы могли организовать такую поездку.

И все-таки как последняя надежда звучала над полем Берестецкой битвы молитва Патриарха Руси-Украины святейшего Филарета и священников УПЦ КП «Боже, помилуй нас, грішних, Боже, нам єдність подай...».

Николай ПОРОВСКИЙ, председатель общественной организации Украинская Народная Рада, народный депутат I, II, IV созывов Верховной Рады Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ