Нынешний год — юбилейный для сторонников коммунистической идеи: ленинцы будут праздновать 90-летие Великого Октября. Этот же год сплотит и национально сознательные силы в скорби по случаю того же таки исторического события под названием «октябрьский переворот» и на 70-ю годовщину Большого террора — кампании репрессий, которая была следствием господства в СССР сталинского режима с его диктатурой парткомов.
Годы, заканчивающиеся на цифру 7, ощутимо повлияли на судьбу Украины: октябрь 1917 го, террор 1937 го, голод 1947 го... Сейчас живем во времени, которое меняет мифологизированные оценки прошлого. Именно время, по убеждению историка Юрия Шаповала, превращает историю вообще и историю конкретной человеческой жизни в судьбу.
Вспомним так называемую украинизацию, проведенную по указанию Кремля. Судебный процесс 1930-го над мифическим «Союзом освобождения Украины», срежиссированный карательными органами, проходил в зале театра, где подсудимых угощали чаем с пирожными... А когда лицемерная игра большевиков в гуманизм закончилась, в 1937- м, по закону жанра, «ружье» ГПУ, маячившее на сцене Харьковской оперы, выстрелило. В кульминационной части драмы, сутью которой был массовый террор как инструмент государственной политики, ленинградский чекист Матвеев пять ночей разряжал револьвер в узников Соловецкой тюрьмы. Среди расстрелянных были и украинцы: Лесь Курбас, Мыкола Кулиш, Николай Зеров, Валерьян Пидмогильный, Олекса Слисаренко, Степан Рудницкий, Матвей Яворский, Антон Крушельницкий, его сыновья (Богдан и Остап) и много-много других представителей творческой и научной интеллигенции, а также крестьян и рабочих... Эта казнь совершена в преддверие юбилея упомянутого переворота — в октябре — ноябре 1937-го. Тогда, как известно, в карельском урочище Сандармох было убито 1111 человек. А за несколько месяцев в северных широтах замучено до смерти еще два больших тюремных этапа соловчан, обреченных на смерть решениями особой тройки...
Время навсегда связало судьбы деятелей национального «расстрелянного возрождения» с коммунистическим Большим террором. В этом году истечет семь десятилетий от начала одной из самых больших трагедий красной эпохи (незадолго до этого Украина пережила Голодомор 1932 — 1933 годов). От августа 1937-го до ноября 1938-го в СССР была произведена акция усмирения — апокалиптическая «чистка» общества от элементов, не подходящих как строители коммунизма. По лимитам, утвержденным Кремлем, без суда и следствия расстреляны сотни тысяч людей. А затем казнили и «стрелочников» из советских карательных органов, которые всегда были «вооруженным отрядом партии». И до сих пор, по словам историка Станислава Кульчицкого («День», 31.03.2007), сталинский террор держит нас мертвой хваткой, ведь мы не испытываем унижения, проживая в городах или идя по улицам, названным именами чекистов и их начальников...
Нынешние государственные мужи и политики, несмотря на ожесточенную борьбу за власть на грани гражданского противостояния, ищут пути объединения расколотого постгеноцидного общества. Память о безвинно убиенных могла бы поставить плечо к плечу восток и запад , левых и правых, точно так же, как лежат вместе в расстрельных ямах бывшие беспартийные и партийцы, интернационалисты и националисты, верующие и атеисты, рабочие и крестьяне, украинцы и россияне... Террору нет оправдания. И хотя доныне скрипит еще в коалиционной повозке украинской власти коммунистическое пятое колесо — это не предлог в очередной раз откладывать всенародную поездку к пантеону.
По этому поводу, как и во время чествования Кобзаря, в Украине найдутся, конечно же, желающие петь «Заповіт» только в собственном политическом хоре. А как хотелось бы услышать «сводный хор» в этом святом деле восстановления исторической памяти о Большом терроре! Давайте вспомним наконец на государственном уровне невинно убиенных наших соотечественников и в то же время оценим завоевания демократии и свободы. Именно здесь всем нам — быть и борцами, и в то же время единомышленниками.
Сумели же в прошлом году, хотя каждый и в собственных интересах, но впрячься в коалиционную властную фуру и новейшие буржуа, и «могильщики буржуазии». Хорошо это или плохо, «продались» политики или предотвратили роспуск парламента — не об этом речь. Главное — показали, что могут выступить вместе: если нe с кем-то, то против кого-то или против чего-то. Еще не поздно, пусть и в такое непростое время, которое переживает ныне страна, подготовить документ «О мероприятиях в связи с 70-й годовщиной Большого террора». Так же как Пасха, как «родительские дни» на кладбищах, вскоре придут к нам даты скорби нашей тяжелой истории. К ним мы должны быть готовыми.
С целью обеспечения надлежащего чествования памяти жертв политических репрессий хорошо было бы привлечь внимание общественности к трагическим событиям в истории Украины и утвердить в обществе нетерпимость к любым проявлениям насилия. Постановить, например: Кабинету Министров — обеспечить проведение в 2007—2008 годах в Украине научных конференций, круглых столов, тематических мероприятий в заведениях культуры, митингов-реквиемов с целью чествования памяти жертв Большого террора, а также предусмотреть издание книжек, плакатов, публикацию архивных документов и материалов о политических репрессиях 1937 — 1938 годов, в частности об украинском «расстрелянном возрождении» и соловецкой трагедии. Обеспечить финансирование подготовки и проведения мероприятий, связанных с организованным посещением мемориальных мест 5 — 7 августа 2007 года украинскими паломниками — участниками традиционных Дней памяти в урочище Сандармох (Карелия) и на Соловецких островах (Архангельская область, РФ). Эту работу могли бы взять на себя Украинский институт национальной памяти, Украинское добровольное культурно-просветительское правозащитное благотворительное общество «Мемориал» им. В. Стуса, Всеукраинское общество политических узников и репрессированных, а также неформальное общество «Украинские Соловки». В состав группы, которая посетит мемориалы, ввести потомков репрессированных, представителей высших органов власти, объединений зарубежных украинцев, известных общественных деятелей, исследователей и журналистов. А еще — обратиться к религиозным организациям в Украине с предложением о проведении в 2007 — 2008 годах поминальных панихид по жертвам Большого террора.
В день начала массовых расстрелов соловецких узников 1937— 1938 годов (это будет суббота, 27 октября) объявить в Украине минуту молчания в знак чествования памяти жертв политического террора, остановив на это время работу в органах государственной власти и органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях (кроме предприятий, где это не допускается по технологии производства), движение общественного и частного транспорта в населенных пунктах с надлежащими звуковыми сигналами. Ограничить в этот день проведение развлекательных мероприятий, а также внести соответствующие изменения в программы радио и телевидения. Министерство образования и науки Украины вместе с местными органами исполнительной власти обеспечило бы проведение в учебных заведениях лекций, уроков памяти, других мероприятий, посвященных теме Большого террора, а также привлекло бы ученическую молодежь к сбору документальных материалов о политических репрессиях для пополнения фондов школьных и краеведческих музеев.Государственный комитет по телевидению и радиовещанию Украины мог бы обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий по чествованию памяти жертв Большого террора и его составляющей — соловецкой трагедии 1937 — 1938 годов, организовать тематические радио- и телепередачи. Пусть бы священная память о жертвах Большого террора, как и об ужасах Голодомора-геноцида, стала предостережением от опасности повторений тоталитарных режимов.