Примером подобного подхода является работа лицея информационных технологий №2 из Днепродзержинска. На «уроках общения» школьники не только знакомятся с сухой теорией, но и в ходе практических занятий отрабатывают навыки эффективного, бесконфликтного общения «по Карнеги», «по Хаббарду» и многим другим теориям прикладной психологии. Учитывая крайне неудовлетворительное положение со здоровьем школьников, а в Днепродзержинске условно-здоровыми (!) считаются только два ребенка из каждых десяти, лицей добился передачи ему пульмонологического санатория.
Это и много других образовательных учреждений были представлены на выставке, которая проходила в киевском выставочном центре «Олимпийский».
Весьма важным направлением развития образования является участие украинских вузов в международных и национальных программах кооперации и сотрудничества. Примером является Международная кадровая академия. Она включает в себя около 70 коллективных (вузы, предприятия, государственные учреждения) и более 200 индивидуальных членов из стран Европы, Азии, Северной и Южной Америк. Создаваемые в рамках МКА группы ведут научную работу, разрабатывают учебники, издаваемые собственным полиграфическим центром.
Учитывая чрезвычайно высокое значение иностранных языков, на выставке было представлено несколько методик обучения.
Интересной разработкой порадовал Институт методов обучения иностранным языкам в Одессе. Изюминкой уникального метода является то, что он НЕ предполагает погружения в языковую среду, что делает его более простым и доступным. Выработка устойчивых языковых навыков, включая письмо, перевод, разговорную речь, становится доступной не только для детей и подростков, но и для взрослых.
Более традиционные методы представил Украинский центр международного образования. Каникулы в Англии, Испании, Париже, несомненно, способны дать импульс процессу изучения языка. Но стоимость этого метода, увы, выводит его в разряд элитных, абсолютно недоступных для всех, кроме членов семей Очень Важных Персон.
Здоровье наших детей, как и жителей Украины вообще, к сожалению, вызывает очень много беспокойства. Не случайно в школьные программы введен новый предмет — валеология. «Валеология — это наука о культуре здоровья, причем здоровья в самом широком смысле слова — физического, психического, социального», — говорит Н.А. Романенко, директор Одесской СШ №7, которая специализируется именно на валеологии. Особое внимание придается способности детей применять полученные знания в быту, формированию целостного мировоззрения, проникнутого уважением к Жизни — своей и чужой.
На вопрос, как она понимает «престижность» образования и что возглавляемое ею учебное заведение делает, чтобы стать таковым, директор Киевского технологического техникума Валентина Буяко сказала: «Образование всегда было, есть и будет престижным, во всяком случае в обществе, которое желает развиваться... Ситуация меняется, сейчас все понимают, что главное — это человек. Наши специальности — модельеры причесок и макияжа, фотографы ориентируются именно на человека, на то, чтобы внести в его жизнь красоту.
Одним из направлений развития высшей школы становится стирание граней между собственно процессом передачи знаний и приобретением навыков практического их применения. Четыре года назад был создан Институт адвокатуры при Киевском университете имени Т.Г.Шевченко. Создатели вуза попытались с первого курса дать студентам возможность окунуться в атмосферу адвокатской конторы, непосредственно наблюдать работу опытных юристов. Немаловажно, что отличники получают право по окончании вуза получить адвокатскую лицензию немедленно, не ожидая окончания двухлетнего испытательного срока.
Около половины стендов на выставке представляли негосударственные учреждения и коммерческие фирмы. Поэтому возник резонный вопрос: какую роль должно играть государство? Все без исключения представители частных вузов заявили, что не получают сколь-нибудь существенной государственной поддержки, соответственно, не видят в ней смысла. Мнения педагогов, финансируемых из бюджета, разделились: большинство против того, чтобы подчиняться местным органам власти.
Между тем представители и бюджетных учебных заведений, и негосударственных вузов были единодушны: «Любые проблемы решаемы, если педагогический коллектив верит в себя, доверяет руководителю, искренне предан своему делу. Да, нехватка денег, да, недостаток оборудования. Но не это главное. Не это...»