Будущее у языка будет лишь тогда, когда поднимется на должный уровень социальный статус его носителей. Сегодня на украинском языке разговаривают в основном жители периферии и гуманитарии. Но в независимом государстве на государственном языке должны думать и банкиры, и врачи, и менеджеры... А Президент Украины Л.Кучма, выступая на торжественном собрании по случаю 8-й годовщины независимости, среди итогов годов независимости назвал и такие: «обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина» и «...утверждение украинского языка как государственного с одновременным созданием условий для свободного развития русского и других языков». Авторам текста речи Президента и самому Президенту скажем сразу: они выдают желаемое за действительное. В опубликованной «Избирательной программе кандидата в президенты Украины Л.Д.Кучмы» акценты по поводу отмеченных достижений изменены: об обеспечении прав уже ничего не говорится, а что касается языков, то существительное «утверждение» заменено глаголом несовершенного вида «утверждается». Такой подход ближе к истине, но еще не истинный.
Всем известно, что в городах Восточной и Южной Украины живет подавляющее большинство украинцев. Но известно также, что почти всех детей учат здесь на русском языке. Преподаватели высших учебных заведений, читающие свои предметы на государственном языке, здесь являются уникальными случаями. Говорят, правда, что украинцы с востока и юга считают своим родным русский язык, а потому никаких нарушений прав здесь нет. Но общественное объединение «Просвіта» может привести множество примеров того, как грубо нарушаются права тех, кто очень хочет учить своих детей на украинском языке, кто требует, протестует, пишет жалобы, учреждает общественные комитеты, шлет гонцов в Киев. Но ничего с их правами не выходит. В течение нескольких лет украинская общественность г. Донецка борется за открытие первой в Донецке украинской гимназии. Все здесь есть: есть дети, есть заявления, есть помещение, есть учебники, есть гонцы в Киев. Но нет решения местной власти, так как власть в Донецке не украинская, а янычарская. И таких примеров по Украине можно навести немало. В конечном счете, украинцы не посылают своих детей в украинские школы не потому, что они не хотят, а потому, что украинских школ нет, а соревноваться с властью за их открытие не каждому придет на ум.
В столице Украины украинские школы есть. Формально их здесь подавляющее большинство. Но фактически в каждой бывшей русской, а теперь украинской школе, большинство учителей преподавать по-украински не хочет. Не хочет, и все. Не хочет и не преподает. Это можно как угодно объяснять или оправдывать, но такое их поведение иначе как дерзким нарушением прав украинцев назвать трудно. А что уж и говорить о высших учебных заведениях! В Киев и в другие города Украины приезжают сотни тысяч детей из сел, районных центров, из западных регионов страны, чтобы получить высшее образование. А в аудиториях большинства столичных вузов академики, профессора и доценты безо всяких извинений читают свои лекции студентам по большей части не на том языке, на котором их учили в школе. Можно ли этот факт назвать соблюдением конституционных прав украинцев? Можно ли считать, что украинский язык внедрен в украинском образовании как язык государственный? Фактически, состояние дел с утверждением украинского языка как государственного в системе высшей школы можно охарактеризовать так: сдвиги в этом деле есть исключительно за счет национально сознательных педагогов и ректоров, а не усилий государства, в связи с чем эти сдвиги слишком незначительны и уж совсем прекратились, поскольку не растет количество национально сознательных преподавателей и ректоров, а скорее уменьшается, так как есть факты вытеснения их из некоторых высших учебных заведений.
Но прекращение внедрения украинского языка как государственного касается не только образования. Свое интервью после недавней игры с чемпионами мира главный тренер национальной футбольной сборной Йожеф Сабо давал на государственном языке другого государства. И это он делал, невзирая на то, что телеобозреватель упорно задавал свои вопросы на украинском языке.
Футбол является частью жизни миллионов украинцев во всех уголках Украины. Еще несколько лет назад Й.Сабо давал интервью для радио и телевидения по-украински. Этим, я так это понимал, тренер национальной сборной Украины показывал свое понимание губительности русификации украинцев для будущего украинской нации, демонстрировал уважение к государственному языку и законам молодого государства. Кстати, Й.Сабо как уроженец западных областей украинским языком владеет хорошо.
Что же произошло с Йожефом Йожефовичем? Может, испугал кто-то или что-то? Может, кто-то пристыдил или попросил, чтоб не изображал себя белой вороной. А может быть, убедился Й. Сабо, что в Национальном университете физкультуры и спорта украинским спортсменам все предметы продолжают читаться на языке другой нации, что самые тиражные обзоры матчей национальной сборной печатаются в «русскоязычной» газете «Факты», которую больше всего поддерживает украинская власть, что почти все тренеры других украинских сборных на вопросы журналистов отвечают по-русски, и подумал: «Что я, хуже всех? Разве я какой- то национал-патриот?»
Когда читаешь лозунг, выставленный хорватами за воротами своего противника «U boj, u boj za narod swoj!», когда смотришь, как вдохновенно поют свои национальные гимны перед началом матча игроки национальной сборной Франции и других стран, становится стыдно за своих, молчащих. А, может, и хорошо, что молчат. А то что они запели бы вместе со своими тренерами? Разве что так:
Еще не умерла Украйны
и слава, и воля.
Еще нам, братья молодые,
улыбнется доля.
Сгинут наши вороженьки,
как роса на солнце.
Станем, братья, хазяями
у своей сторонке.
Душу й тело мы положим
за нашу свободу
и покажем, что мы, братья,
казацкого рода.
Ведь все наши футболисты, включительно с Андреем Шевченко (!), по-украински разговаривать стесняются. Был, правда, один, но его недавно в Англию «Арсеналу» продали. А Леониду Даниловичу его писари пишут, что русский язык в Украине имеет свободное развитие. Господствует он в Украине и дальше русифицирует украинскую молодежь, а родненькие начальнички-янычарики проблему украиноязычного возрождения давно из головы выбросили, потому что государство их к этому не побуждает.
А может, позвонит по телефону Президент тренеру национальной сборной и скажет: «Йожеф, я тебя прошу, хоть ты не опровергай меня! Выборы же на носу». Но еще много кому можно позвонить по телефону...