Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приданное для... монашки

И за высокими монастырскими стенами не обойтись без поддержки мира
18 июля, 2007 - 19:50
«И НАЗЫВАТЬСЯ ТЕБЕ АНАСТАСИЕЙ!»: НЕ МАМА, А ИНОКИНЯ АЛЕКСАНДРА / ФОТО АВТОРА

Матушка София умело выруливает на монастырский двор по лесной чаще. Сюда, в новопостроенный на месте бывшего военного городка монастырь, ведут несколько дорог, но все они в одинаковой мере безлюдные. С тех пор, как воины противовоздушной обороны ушли из леса, что между Старосельем и Годомичами, старая мостовая густо поросла спорышом. Одну из дорог местный люд вообще... разобрал до последнего камня. Говорят, что с нее в окружающих селах заложен не один фундамент под новый дом...

Игуменью Анастасию, при которой инокиня Софья исполняет послушание, так сказать, монастырского водителя, ожидали в обитель к обеду. Задержали не дела в Луцке, в епархии, а внезапный ливень, который охватил, кажется, полмира и заставил их отключить мобильники. Появление с первыми каплями дождя на территории синего редакционного «Жигуля», такого похожего на тот, которым управляет матушка София, вызвало сначала оправданный интерес, а потом и понятное разочарование. Но в лесу по дороге, километра за три от обители, мы подобрали двух жительниц монастыря и девушку, приехавшую навестить знакомых монашек аж из села Выдричи, что в Камень-Каширском районе, которая вместе с ними ходила за малиной и травами для монастырской кухни. Они и провели к отцу Алипию, которому дано от владыки благословение возвести в монастыре новый храм. А отец Алипий, самый первый, отправил нас в трапезную, потому что «без трапезы не будет и разговора!» Своим появлением в этих глухих лесах Свято-Троицкий монастырь в значительной степени обязан именно ему.

— Мы давно искали место, где бы могли обустроить оздоровительный лагерь для учеников воскресных школ и православной молодежи. Так и попали на этот бывший военный городок... Когда рассказал о нем владыке Нифонту, он подумал и решил: должен быть монастырь! Потому что лагерь будет действовать только летом, а кто будет охранять территорию в течение года?.. Здесь размещался штаб частей противовоздушной обороны, а сами ракеты стояли в лесу немного дальше.

Посланники Волынской епархии Украинской православной церкви застали на лесной опушке уже одни руины. С помещений сняли окна, двери, крыши, добрались уже и до стен. После солдат территорию якобы взяли в аренду фермеры. Но когда поинтересовались документами, оказалось, что никаких бумаг, кроме двух малозначительных квитанций, у них и не было. Юристы утверждали: на арендаторов (которые, кстати, рады были избавиться от неперспективных руин) можно не обращать внимания, а просто оформлять территорию на себя. «Церковные люди», как говорит отец Алипий, на такое пойти не могли, поэтому целый год еще собирали бумаги вместо предыдущих арендаторов, чтобы цивилизованно решить дело с имуществом.

— Сначала жить можно было только в этом здании (теперь здесь сестринский корпус. — Авт.). Но только в двух комнатах! Поселяться мы начали первого марта 2006 года. А какая тогда стояла свирепая зима, помните? Снега навалило по пояс...

За полтора года бывший военный городок преобразился до неузнаваемости, хотя следы предыдущего разрушения еще слишком заметны. Где был штаб и сидел самый главный командир — трапезная. Достроен и покрыт кровлей корпус для сестер. Женская бригада уже штукатурит будущий игуменский корпус. Еще одно здание, восстановленное с Божьей помощью и при содействии семинаристов, отец Алипий показывает как будущий дом для будущего детского лагеря. Но самое главное, что возведен в монастыре первый храм святого Василия Великого — для обители сооружение самое главное и «благоприятное»...

***

Старосельский Свято-Троицкий монастырь начинался с четырех сестер, переведенных из Михновского монастыря. Будущая игуменья Анастасия, монашеский постриг принявшая уже в старосельской обители (до того была послушницей и инокиней), служит Господу уже десять лет. Практически сразу после школы. В монастыре она вместе с... мамой. Инокиню Александру владыка также перевел из Михновки. В монастырь она пошла лет шесть назад, ухаживая до смерти за своей матерью. Другая дорога к Богу у матушки Софии. Закончила духовную семинарию, пела в церковном хоре. «По Божьему призванию» решила стать монахиней, что стало трагедией для родителей.

— Почему-то, если ребенок пьянствует, употребляет наркотики — это для родителей меньшее горе. А как пойдет в монастырь — уже трагедия, — размышляет отец Алипий. Его путь служения Богу начинался с Рудки-Козинской, села в Рожищенском районе, куда он, юноша из Ровенщины, приехал к тогда еще не владыке, а иеромонаху Нифонту.

Все же родители матушки Софии смирились с выбором дочери.

— Как-то приехали и говорят: свадьбу тебе мы уже делать не будем, мирское приданное тебе не нужно, поэтому купили автомобиль — пусть послужит монастырю! — вспоминает необычное событие отец Алипий.

Теперь автомобиль с монашкой за рулем очень выручает сестринство. Если обитель находится среди леса в шести-семи километрах от ближайших сел, то свой транспорт очень кстати.

Игуменья признается: сначала руины бывшего военного городка «очень пугали». Тем более, что она всегда старалась выполнять то послушание, которое ей поручалось, — выпекала проскурки, водила в Михновском монастыре экскурсии для паломников, — и никогда не хотела брать на себя большую ответственность. Игуменский крест ей казался тяжелым, однако утешает себя тем, что «с Богом все легко» и что он «не даст большего креста, чем можешь вынести».

На первый взгляд в этой обители действительно можешь отдохнуть от мирских хлопот. Опушку со зданиями окружает лес, в котором в эту летнюю пору птички «вдохновенно Господа славят». Чудо, но территория когда-то военной части нынче словно пронизана умиротворением, тем, что называют Божьей благодатью. Но мир добирается сюда — и по старой мостовой, и полевыми дорогами, на которые съезжают машины, не в силе выдержать «батут» из булыжников. По праздникам в маленьком храме немало людей из окружающих сел. В будни — немало прихожан, которые стремятся чем-то монастырю послужить. Около будущего игуменского корпуса я заметила... детскую коляску.

— Это была у нас в послушании мама с ребенком, — светлеет лицо игуменьи. — Девочке шесть лет, это ее колясочка, куколок возила. Ей здесь было хорошо! Говорили, еще приедут.

Инокиня Александра приглашает в храм. Здесь на алтаре она убирает. Священником служит отец Игнатий, монах из Старого Чарторийска. Но еще по велению владыки каждый священник епархии должен отслужить в монастыре несколько дней по полному церковному уставу. Как и везде в монастырях, и в старосельском правят так называемую «Полуночницу». За 15 минут до полночи зовут колокола на службу.

— Она непродолжительная, — говорит мне игуменья. — Без четверти час уже заканчивается...

А в семь утра — монашеское правило и другие службы. Не так давно в монастыре побывали военные, которые здесь жили и служили, со своими семьями.

— Если бы, говорили, монастырю отдали городок еще до того, как здесь возникло запустение, какой была бы уже обитель!

Наталья МАЛИМОН, «День», Маневицкий район на Волыни
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ