Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Приемник-распределитель как шанс

«Дети улицы» ходят здесь в школу, занимаются спортом и учатся петь Гимн Украины
3 октября, 2000 - 00:00
ОДИНАКОВАЯ «ИНКУБАТОРСКАЯ ФОРМА» ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. КАЖДЫЙ ИЗ ДЕТЕЙ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

По демографическим показателям, дети улицы — это дети в
возрасте от 9 до 15 лет. По статистике большинство из них — мальчики (их
вдвое больше, чем девочек). Срок пребывания детей на улице зависит от их
возраста. Среди наиболее младших он составляет полгода, среди самых старших
— 5-7 лет.

Уличных детей можно разделить на три группы: беспризорные
дети (50%) — те, которые не имеют постоянного места проживания, большинство
из них остались без родителей; безнадзорные дети (40%), причиной побега
из дома которых является социально неблагополучная или вторичная семья
— отчим или мачеха; дети с девиантным поведением (10%) — те, которые убегают
из дома, но ведут себя так, чтобы их нашли (такое поведение возникает вследствие
реакции протеста на определенную ситуацию, возникшую дома или в школе).

По различным данным, больше половины детей, которые совершили
преступление, росли в проблемных семьях: каждый третий подросток-правонарушитель
имеет неполную семью, 14% детей — члены семей алкоголиков, у 4% несовершеннолетних
преступников родители ведут аморальный образ жизни, а у 10% подростков
родственники оказались за решеткой. Поэтому нечего удивляться большому
количеству малолетних правонарушителей в нашей стране. Это явление вполне
закономерное. Но какими бы ни были его причины, часто принято считать таких
детей пропащими, от которых уже не ждут ничего хорошего.

Но, к счастью, так думают на все. Заместитель начальника
приемника-распределителя для несовершеннолетних ГУ МВД Украины г. Киева
Тамила КРАВЧУК
убеждена, что у каждого ребенка, даже если он сделал
ошибку в жизни, шанс есть.

— Тамила Петровна, какие категории детей содержатся
в приемнике-распределителе?

— Приемник-распределитель для несовершеннолетних (ПРН)
является специальным учреждением для временного содержания отдельных категорий
несовершеннолетних в возрасте от 11 до 16 лет, которых необходимо изолировать.
В нашем заведении находятся три основные категории детей: те, кто совершил
в возрасте 11 — 14 лет общественно-опасное деяние (по постановлению органа
дознания, следователя, санкционированному прокурором, или по постановлению
суда); дети, которые согласно решению суда направляются в спецучреждения
для несовершеннолетних; те, кто самовольно покинул специальное учебно-воспитательное
заведение, где он находился.

— Какие основные причины и условия, которые способствуют
правонарушениям среди несовершеннолетних?

— Приемником-распределителем проводится работа по выявлению
причин и условий, которые способствуют преступности в подростковой среде.
Анализ опросов несовершеннолетних свидетельствует о том, что причинами,
которые обусловливают линию их поведения, являются:

— материальная необеспеченность и безработица родителей;

— снижение воспитательного потенциала семьи, которое порождает
безнадзорность, способствующую преступности в подростковом возрасте;

— незанятость несовершеннолетних во внеурочное время и
пропуски занятий в целом.

Но главная причина правонарушений — неблагополучная обстановка
в семье (пьянство родителей и воспитание в неполных семьях). Так, анализ
статистических данных свидетельствует о том, что каждый второй ребенок
воспитывался в неполной семье, у 83% подростков родители не работают.

— Какая работа проводится в приемнике-распределителе
с детьми, существует ли определенная программа адаптации?

— У нас есть психологическая служба. В своей работе с детьми
психолог исходит, в первую очередь, из того, что дети по своей сути добры
от природы. Это уже со временем, после пребывания на улице, в жестоких
условиях они озлобляются, замыкаются в себе. Поэтому, попадая к нам, придерживаются
«уличной» психологии: мол, нужно всегда быть начеку, ибо кто-то может обидеть.
У нас работает служба воспитателей, благодаря которым дети сутками находятся
под надзором. Лидерство в приемнике-распределителе не допускается. Все
дети равны независимо от того, что привело каждого из них в наше заведение.
Мы пытаемся объяснить детям, что они сделали ошибку, оступились, но это
не значит, что на их будущем поставлен крест. Часто случается, что мать
или отец ребенка пьянствуют, обижают его. Но, в принципе, родителей не
выбирают — мы объясняем это детям ежедневно. Нужно любить своих родителей
такими, какими они есть. За то время, пока дети находятся в нашем приемнике-распределителе,
мы пытаемся сориентировать их поведение на будущее.

Как во всех обычных школах, с 1сентября по 25 мая у нас
проходит учебный процесс, каждый ребенок должен посещать занятия. Мы заключили
договор с Киевской школой социальной реабилитации, учителя которой преподают
детям основные предметы (географию, историю Украины, украинскую литературу,
язык, математику, зарубежную литературу). Математика, скажем, у детей не
вызывает особого восторга. Знания большинства из них ограничиваются умением
подсчитать деньги. Любимым предметом является география, и это не удивительно,
учитывая их образ жизни.

В обязательном порядке мы рассказываем детям о законах
Украины, об уголовной ответственности за совершение правонарушений. Ведь
если бы ребенок знал, что ждет его, например, за карманную кражу или ограбление
киоска, то прежде, чем это делать, хорошо подумал бы. Многие правонарушения
совершаются детьми только потому, что они не знают, какая за это наступит
ответственность.

У нас есть традиция — все дети обязательно учат Гимн Украины.
Кроме того, в приемнике разработаны сценарии мероприятий на каждый день,
такие как «Символика Украины», «День Шевченко» и тому подобное. Проводятся
дни семьи, дни матери. Мы уделяем большое внимание и народоведению. Одна
из наших воспитательниц — Пархоменко Мария Михайловна — знает все обряды
и традиции украинского народа. Ее рассказы никого не оставляют равнодушными
— после уроков народоведения у детей на глазах слезы.

Ребенок должен развиваться гармонично. Обязательно каждый
день проводится зарядка, командные игры во время прогулок. Мы привлекаем
детей к занятиям спортом. Они играют в футбол, волейбол. Для духовного
воспитания в нас есть небольшая церквушка. На Пасху, Рождество в приемник-распределитель
приезжают священники из Киево-Печерской лавры. Недавно состоялся обряд
крещения детей. Крестными родителями пожелали стать работники заведения.

— Какие мероприятия проводятся в приемнике-распределителе,
учитывая специфические потребности детей?

— В приемнике разработана своя методика проведения мероприятий
с несовершеннолетними. Воспитательные часы — это традиция заведения. Их
тематику воспитатели подбирают, учитывая категорию детей, которая у нас
находится. Например, рассказываем им о вреде курения, о «чуме ХХ века»
— СПИДе, о различных венерических заболеваниях, о методах их предупреждения.
Важно рассказать доступно, чтобы дети не скептически, а серьезно относились
к таким вещам. Поэтому мы разработали программу, в соответствии с которой
проводим воспитательные часы в игровой форме. Конечно, нет стопроцентного
результата, но хорошо, когда дети воспринимают хотя бы треть этой информации
и если это пригодится им в будущем.

— Как Вы считаете, есть ли у ребенка, который определенное
время прожил на улице в жестоких условиях, шанс стать полноценным членом
общества?

— Еще раз повторяю, что каждый ребенок от природы добрый
и ласковый. Было бы замечательно, если бы сами родители это увидели и пытались
развивать в своих детях добро. Каждый человек, даже если он совершил ошибку
в жизни, имеет шанс стать полноценным гражданином Украины.

Очень важно, чтобы люди поняли, что наше заведение — это
не тюрьма для малолетних. Это специфическое детское учреждение, которое
одним помогает вернуться домой, другим — решить иные жизненные проблемы.
Что же касается тех детей, которые совершили правонарушение, то приемник-распределитель
является для них определенным этапом, чтобы понять, что побудило их нарушить
закон. За 30 дней пребывания ребенка в распределителе мы пытаемся разобраться
сами и разъяснить ему, почему так произошло, найти причины совершения правонарушений,
сориентировать его на будущее — как нужно вести себя, чтобы в дальнейшем
этого избежать. Мы объясняем ребенку, что у него есть выбор — вернуться
домой и жить нормальной жизнью вместе с родителями, ходить в школу или
опять вернуться к старым делам. Здесь они получают шанс, так сказать, билет
в нормальную жизнь. Будем надеяться, что каждый из них воспользуется им.

Екатерина ОСТАПУЩЕНКО  ОДИНАКОВАЯ «ИНКУБАТОРСКАЯ ФОРМА» ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. КАЖДЫЙ ИЗ ДЕТЕЙ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ  ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО МИНУТ ОНИ ВСТАНУТ И СПОЮТ ГИМН. А ВЫ СМОЖЕТЕ?  По демографи
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ