Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пример Андрея Сахарова: политика и мораль — вещи совместимые

10 декабря, 1998 - 00:00

Если бы эта фраза не была дискредитирована одним тираном,
— умер большой демократ всех времен и народов.

К российской демократии у нас отношение неоднозначное.
Мы быстрое забыли о том, что в августе 1991 года ее защитил демократ Ельцин.
Теперь мы чаще, особенно после событий в Чечне, именуем его так называемым
демократом. Не выдержали испытания властью и некоторые другие российские
политики, которые по обыкновению называли себя и продолжают называть демократами.
Наверное, одного лишь Андрея Сахарова не коснулся этот, мягко говоря, вирус
недемократии, и ученый навсегда остался в нашей памяти как истинный российский
демократ.

ОТСУТСТВИЕ ЧУВСТВА СТРАХА

В 32 года Андрей Дмитриевич Сахаров стал академиком, в
41 — трижды Героем Социалистического Труда. Казалось бы, что еще нужно
было человеку в Советском Союзе?

Рассказывая о себя, Андрей Сахаров писал: «В 1953—1968
годах мои общественно-политические взгляды претерпели большую эволюцию.
В частности, разработка термоядерного оружия, подготовка и осуществление
термоядерных испытаний сопровождались все более острым пониманием моральности
этих проблем. С конца 50-х годов я стал активно выступать за прекращение
или ограничение испытаний ядерного оружия. В 1961 году в связи с этим у
меня возник конфликт с Хрущевым. Я был одним из инициаторов Московского
договора 1963 года о запрещении испытаний в трех средах — в атмосфере,
воде и космосе. К 1966—1967 годам относятся мои первые выступления в защиту
репрессированных».

В 1968 году широкий международный резонанс вызвала статья
Андрея Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной
свободе». По мнению академика, любая проповедь несовместимости идеологий
и наций — безумие и преступление. Социализм не должен методом вооруженного
насилия уничтожить капитализм, потому что это стало бы самоуничтожением
человечества.

Российский писатель Виктор Некрасов считал, что у Сахарова
совершенно отсутствует чувство страха. Только этим можно было объяснить
его смелые выступления против продолжения гонки вооружений и в защиту узников
совести.

В 1971 году он пишет памятную записку генсеку Брежневу,
в которой в общих чертах определяет то общество, на создание которого должны
быть направлены все государственные реформы. По мнению Сахарова, главная
цель государства должна заключаться в охране и обеспечении основных прав
своих граждан. Защита прав человека должна ставиться превыше всего. Все
действия государственных инструкций должны полностью базироваться на законах.
Должна быть свобода информационного обмена и перемещений. Соблюдение законности
общественность должна контролировать с помощью гласности.

15 декабря 1986 года Сахарову в Горький позвонил Горбачев
и сказал, что его ссылка закончилась. Сахаров поблагодарил и попросил,
чтобы освободили всех узников совести. Всего три года пришлось Андрею Дмитриевич
жить на свободе в эпоху горбачевской перестройки. Будучи благодарным за
освобождение, академик не мог согласиться с теми формами и методами, которыми
Горбачев осуществил перестройку. В своей предвыборной программе академик
указывал, что нельзя допустить, чтобы нерешительность и противоречие в
проведении политической, экономической и национально-конституционной перестройки
привели страну к углублению кризиса. Словно в воду глядел...

ПОТРЕБНОСТЬ В МОРАЛЬНОМ ПРИМЕРЕ

Андрей Сахаров говорил: «Я не профессиональный политик.
И, возможно, поэтому меня мучат вопросы необходимости и конечного результата
моих действий. Я склонен думать, что лишь моральные критерии вместе с непредубежденностью
мнения могут служить каким-то компасом в этих сложных и неоднозначных проблемах.
Я воздерживаюсь от конкретных прогнозов, но сегодня, как всегда, я верю
в силы человеческого ума и духа».

Только такой высоконравственный человек как академик Сахаров
мог решиться на написание открытого письма Брежневу с протестом против
агрессии в Афганистане. В то же время в этом же письме Сахаров предложил
осуществить политическую амнистию и освободить узников совести, арестованных
за убеждения и ненасильственные действия. Закончилось тем, что Андрей Сахаров
сам пополнил список тех узников совести, его лишили всех правительственных
наград и отправили в ссылку в Горький, где он находился в условиях полной
изоляции и круглосуточного надзора со стороны КГБ.

Человек, создавший самое грозное оружие для уничтожения
человечества, был опасным для советского руководства, так как не просто
разоблачал прошлое. Сахаров показывал перед всем миром фальшь и демагогию
брежневского правления, его бездарность и антинародную сущность. И такое
не прощали даже академикам — Нобелевским лауреатам.

Очень трудно назвать человека, который был бы таким же
высоконравственным в политике, как Сахаров. Современные политики свою аморальность
оправдывают политической целесообразностью. Как говорил российский писатель
Даниил Гранин, в мире становится все меньше святых и все больше чувствуется
потребность в моральном примере.

Свой грех в создании атомного капкана Земли Сахаров искупил
сполна. И все же его пример позволяет думать, что политика и мораль совместимы.

ОТ РЕДАКЦИИ

Настоящее значение для нас таких людей как Сахаров подтверждается
деталями и нюансами. В то время как в Киеве политики занимаются дворцовыми
интригами и пытаются поделить остатки пирога национального богатства, провинция
живет своей жизнью, и у нее есть время подумать о настоящих ценностях.
Этот материал был получен редакцией из г. Дрогобыч, Львовской области.

Анатолий ВЛАСЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ