Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пример Виадрины

9 апреля, 2010 - 00:00

Сразу признаюсь: в Виадрине я не был. Потому что не имел шенгенской визы. Виадрину видел лишь на фотографиях и стоя на польском берегу Одера.

Что такое Виадрина? Немецкий университет во Франкфурте-на-Одере. Он основан сравнительно недавно, небольшой — здесь учится около шести тысяч студентов. Зато Виадрина — престижный университет. Кто хочет в Германии заниматься восточноевропейскими вопросами, пытаются попасть в Виадрину. И, поверьте, это нелегко.

Несколько дней пришлось мне провести в местечке Шлюбице. Фактически это часть Франкфурта-на-Одере. В Шлюбице даже нет своего центра. Все улицы местечка ведут к мосту на Одере, перейдя который, попадаешь во Франкфурт. После Второй мировой войны Шлюбице оказалось в составе «народной» Польши, а Франкфурт — в «демократической» Германии. Несмотря на то, что страны были «братскими» и «социалистическими», Шлюбице и Франкфурт разделяла жесткая граница не хуже пресловутой «Берлинской стены».

Однако когда распался Советский Союз, и произошло объединение Германии, эта граница начала постепенно разрушаться. Исчезли суровые пограничники, на мосту между Шлюбице и Франкфуртом появился пропускной пункт. И именно тогда возникла идея создать общее польско-немецкое высшее учебное заведение. Партнером с немецкой стороны выступила Виадрина, с польской — Познанский университет. В Шлюбице, буквально в нескольких сотнях метров от Виадрины, которые нужно было преодолеть через мост, было построено современное учебное заведение — Коллегиум Полоникум. Это своеобразный филиал Виадрины и одновременно Познанского университета. Здесь работают польские преподаватели, но приходят из Франкфурта работать немецкие профессора.

Виадрина с Коллегиумом Полоникум стали первым (!) в Европе межгосударственным университетом. Конечно, было это нелегко. Ведь между образовательными системами Польши и Германии существуют различия. Были также проблемы по оплате труда преподавателей и налогообложению. Но эти вопросы удалось решить. Потому что была добрая воля и одной, и другой стороны.

Также серьезной преградой для сотрудничества Виадрины с Коллегиумом Полоникум был граница. Она препятствовала общению между польскими и немецкими преподавателями. Но теперь, когда Польша вошла в Евросоюз и Шенгенскую зону, это уже не проблема. На мосту между Франкфуртом и Шлюбице нет ни пограничников, ни паспортного контроля. Люди свободно переходят из Германии в Польшу и, наоборот. Значительная часть студентов Виадрины живет в Шлюбице, где для них построены комфортабельные общежития. Занятия проходят как в помещениях Виадрины, так и Коллегиума Полоникум. То же касается научных конференций.

На одной из таких мне пришлось побывать (правда, лишь в Коллегиуме Полоникум). Называлась она «Образ соседа в польских и немецких учебниках по истории в 1918—1990-е годы». На этой конференции был представлен общий немецко-французский учебник по истории. Кстати, между немцами и французами не раз возникали конфликты. Соответственно, немецкие и французские историки интерпретировали их по-разному. Поэтому написать такой учебник было делом нелегким. Но он уже написан, используется в школах. Этим учебником заинтересовались во многих странах. И не только европейских.

На конференции шла речь о необходимости создания подобного польско-немецкого учебника. Уже долгое время существует польско-немецкая комиссия историков, которые между собой согласовывают спорные вопросы. И предполагается, что через несколько лет появится такой учебник.

Как ни странно, но на этой конференции не раз и не два речь шла об Украине. Говорилось о том, что желательно было бы иметь общий польско-украинский учебник по истории. Но делается ли что-то в этом плане? Практически ничего.

Зато у нас много говорится об евроинтеграции украинского образования, о Болонском процессе и других «высоких материях». А, может, пора было бы уже прекратить эту евроимитацию, а заняться конкретными делами — создать общий польско-украинский учебник по истории или общий с поляками университет, организовать с ними широкий обмен студентами и преподавателями. Да и, наконец, не только с поляками. Однако, конечно, легче говорить о «высоком», а не заниматься «рутинной» конкретикой.

Кстати, об общем университете. В Коллегиуме Полоникум пришлось услышать о том, что опыт Виадрины пытаются ныне использовать и другие страны. Что-то подобное делают болгары и румыны. Даже россияне затевают такой проект с китайцами. Поэтому, говорили нам, хорошо было бы сделать общий польско-украинский университет.

Казалось, а почему бы и нет. Но захотят ли это делать украинцы? Ведь наше славное Министерство науки и образования за последние годы столько выдумало всякого в отношении лицензирования, аккредитации и других моментов учебного процесса, что создавать с поляками общий университетский проект просто невозможно.

Или возьмите такую «мелочь» — внешнее тестирование. Без его сертификата вступить в высшее учебное заведение Украины теперь невозможно. Как здесь быть, например, польскому студенту, который захочет учиться в таком общем университете? Ведь в Польше, несмотря на определенные нюансы, вступление в высшие учебные заведения, как и, например, в Германии и других западноевропейских странах, осуществляется на основе школьного аттестата.

В Германии вообще считается, что поступать в высшие учебные заведения сразу после школы нецелесообразно. Человек должен узнать немного жизнь, попробовать себя в ней, а потом уже получать высшее образование. Конечно, поступая в вуз через несколько лет после школы, он успевает подзабыть школьные знания. Но ничего страшного. Ему по большей части не нужно сдавать вступительные экзамены или проходить какое-то внешнее тестирование, а только предъявить аттестат. И здесь есть логика. Кто, кроме школьного учителя, который работает с учеником годами, может оценить уровень его знаний? Правда, при условии, что школа не является коррумпированной.

Или еще одна «мелочь», о которой мне приходилось писать. Это — дипломы о высшем образовании и научных степенях. Мы будто и подписали соответствующие документы с рядом стран (и не только европейских) о взаимопризнании таких дипломов. Но признавать их упрямо не хотим, а требуем нострификации. Пройти эту процедуру у нас ой как нелегко, да и что-то заплатить за это нужно. И это, несмотря на то, что в странах, с которыми у нас есть соглашения о взаимопризнании дипломов большей частью никакой нострификации от наших специалистов не требуют (исключение составляют лишь дипломы в определенных сферах, например, в медицине).

А теперь представьте, удалось ли бы полякам и немцам создать общий университет, если бы у них были такие процедуры нострификации, как у нас? Очень и очень сомневаюсь.

Насмотревшись на Коллегиум Полоникум, на студенческий городок Виадрины, где чисто, тихо и уютно, и сравнив это с нашими реалиями, просто хочется забыться. И, слава Богу, как раз у студенческого городка в Шлюбице есть колыба, сделанная в украинском стиле. Откуда она взялась в этих далеких краях — даже не знаю.

Петр КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ