Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Притяжение к... цвету

Итоги фестиваля «Город мечты»
20 октября, 2004 - 20:10
САДОВАЯ СКУЛЬПТУРА — «КОНЕК» ОДНОЙ ИЗ ПОЛЬСКИХ ФИРМ, ПОСЕТИВШИХ УКРАИНСКУЮ ВЫСТАВКУ. СПЕЦИАЛИСТЫ СЕТУЮТ, ЧТО В УКРАИНЕ СКУЛЬПТУР ТАКОГО УРОВНЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОКА НЕТ... ЗАТО, ПРОРОЧАТ ОНИ, В УКРАИНЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ СТАНЕТ ВОЗРОЖДАТЬСЯ ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО КЕРАМИКИ / «ПРОСТО ЮРИЙ. ПРОСТО КАКТУСОВОД». ЛАКОНИЧЕН, КАК И ЕГО КРАСИВОЕ И СТОЙКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ. ВЕДЬ ЗАНЯТИЕ КАКТУСАМИ ФОРМИРУЕТ СВОЕОБРАЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР НАРАСХВАТ... ВЛАДЕЛИЦЕ СТЕНДА С ОРХИДЕЯМИ ПРИШЛОСЬ ЖЕЛАЮЩИХ ИХ ПРИОБРЕСТИ МЯГКО УГОВАРИВАТЬ ПРИЙТИ ЗА

Шаман и кудесник. С великолепным чувством юмора. Голландским, но украинцу, тем не менее, понятным. С растениями — на «ты» и «вы» одновременно. На «ты» — потому что в его руках разнообразная зелень, которая подчас «спорит» друг с другом, превращается в одно, радующее глаз и душу, гармоничное целое. На «вы» — из-за того, что цветы и всяческая растительность вообще — его Бог, источник вдохновения, в конце-концов — возможность занять свою жизненную нишу. «Если бы я не стал флористом, — говорит голландец Мартин Ван Берген, — я бы выбрал другую креативную профессию». Но не всякую, тут же оговаривается он. Скульптором, художником, архитектором — не был бы никогда. А вот поваром — очень даже. Мартину интересна любая творческая деятельность, базирующаяся на принципе «рождение — смерть». Кропотливо «сооружаемый» кулинаром торт будет в результате съеден. Не менее трудоемкий процесс создания Букета закончится приблизительно тем же: через пару дней или недель цветы завянут. Весьма философски. Голова, «отягощенная» знаниями, склонна, как известно, множить печаль... Руки Ван Бергена, тем не менее, при всем при этом творят радость. Берется, к примеру, очень и очень «easy looking» (просто выглядящая) нежно-сиреневая фрезия. Ее стебли — заворачиваются в глубоко-зеленые листья кордилины. Прибавьте к этому... сиреневые пластиковые палочки для прочистки курительных трубок. И в качестве особого акцента — два фиолетовых цветка орхидеи. Готово: с этой композицией — хоть под венец. А можно — туда же, но с букетом снежных калл. Скрепленных под «чашечками» в единое целое с помощью зеленой атласной ленты, с кончиками стебельков, украшенных атласом белым (плюс — пайетки в форме жемчужин) и двумя трогательными бабочками, «усевшимися» под цветками. Эдакое истолкование Мартином Ван Бергеном народной присказки «уж замуж невтерпеж». Таковой была тема мастер-класса завершающего дня фестиваля цветов «Город мечты», состоявшегося в минувшие выходные в Украинском доме. А в общем — если уйти от заданной тематики и говорить в целом — один из постулатов работы Мартина звучит следующим образом: «Возьмите одну-единственную идею и сделайте из нее совершенство». Есть еще другой: «С помощью цветка и формы вы рассказываете историю». Чью-нибудь. Ведь любая композиция, сделанная на заказ, должна отвечать вкусам, характеру и предпочтениям будущего владельца.

В Украине Ван Берген не в первый раз. Цветоводы и флористы страны-законодательницы цветочной моды — Голландии — ежегодно определяют тренды: какой цветок будет популярен в следующем сезоне, из какого материала и какой формы будет актуальна, к примеру, ваза под композицию, сочетание какого цвета — предпочтительно. Вот Мартин, вооружившись этими идеями, и доносит их тем, кто только начинает строить серьезные взаимоотношения с цветочным миром: Берген — региональный демонстратор в ВосточноЕвропейском регионе, куда входит и Украина. Никакого диктата быть не может хотя бы потому, что не в манере это страны Голландии, где все — демократично: «Я показал, как это предпочтительней носить, а вы одевайте так, как видится вам». И это, в принципе, вовсе не удивительно, соглашается глава Всеукраинской организации «Союз украинских цветоводов» и один из главных инициаторов проведения цветочного праздника Ирина Слободянюк: мастер задает форму, показывает, какие приемы и техника применимы при создании композиции, а уж наше дело — как мы это будем интерпретировать. Да, существуют тренды: в позапрошлом году, к примеру, в моде был оцинкованный металл, в прошлом — одним из акцентов композиции была темного цвета глиняная ваза, в этом — вазы выбирают в светлых или молочно-розовых тонах. И новый год, как предписывает мода, пройдет под знаком теплых, светлых оттенков. Но Украина — не Франция, не Италия, не Финляндия. Можно поставить рядышком сто пятнадцать авторских работ и практически безошибочно определить, подданный какого государства ее создавал, говорит специалист. Чем севернее страна — тем скромнее краски, тем более композиция ориентирована на деликатную монохромность. Украина — тяготеет к ярко выраженной мотивности и буйству цвета. В этом нет ничего такого, что говорило бы, не дай Бог, о дурном вкусе. Мы просто берем идеи из нашей природы. А она очевидно отличается от скромности, допустим, северного пейзажа.

Хотя, признает Ирина, и меру в цветовых сочетаниях, и элементарные правила композиции знать все-таки стоит. Мартин, несмотря на свою деликатность, все же обмолвился по поводу «букетов из переходов». Украинские специалисты ничтоже сумняшеся говорят об этом в полный голос. Есть радостные тенденции: на фестиваль, затеянный Ириной Слободянюк «и компанией», съезжаются школьники целыми классами и из других городов страны, «выставочные экспонаты» (всевозможные растения, керамику для них и т.д.) разбирают с такой скоростью, что к последнему дню выставки некоторые стенды смотрятся весьма сиротливо. Есть литература, пусть даже пока преимущественно российская. Однако этого всего мало. 60 млн. штук роз, производимых в Украине за год, — не показатель, считает И. Слободянюк. Правда и то, что, как минимум, один из показателей радостных — изумление президента солидной немецкой фирмы W. Kordes Sohne, посетившего одно из отечественных цветоводческих предприятий. «Почему Россия?» — удивился слегка шокированный специалист из Германии (по словам И. Слободянюк, выйти на российский рынок для наших цветоводов нынче — задача максимум. — Авт. ) — «Это качество европейского рынка». «Он не видел других хозяйств», — комментирует Ирина, удовлетворенная похвалой.

И все же вернемся к нашим «букетам из переходов». Когда в отечестве станут выращивать далеко не 60 млн. вышеупомянутых роз, а намного больше, когда сложится индустрия (а значит, будет и конкуренция), тогда, к примеру, можно будет говорить и о создании своих собственных пособий по цветоводству и флористике. Нынче составители букетов «из переходов» не имеют возможности, знаний и желания (по причине отсутствия информации) ходить на мастер- классы того же Ван Бергена. Региональные флористы варятся, по выражению Ирины, в собственном соку. Слишком дорогое это пока удовольствие — как цветы выращивать, так и «продвинутые» западные идеи откуда-то черпать. Но если индустрия будет, отмечает специалист, вы уже не захотите приобрести нелепый букет в целлофане из подземного перехода. Тогда и надобность их продавать в месте, столь не вяжущемся с понятием о красивом, отпадет сама собой.

«Я вижу растущую заинтересованность ваших людей в приобретении новых больших и дорогих машин. В «высокой» моде. В качественной архитектуре частных домов. Когда-нибудь придет и понимание того, что составление букета — это тоже высокое искусство, что к дарению цветов не стоит относиться «потребительски», «для проформы», — говорит Ван Берген. На ремарку корреспондента «Дня», отметившего то, что голландский стенд выставки радикально отличается от других (вместо традиционных роз, гербер, хризантем и т. д. — «коробочки» императорского цветка лотоса и всяческий «бурьян»: чертополох, райские яблоки, подсолнухи, «метелки» всех видов и оттенков), Мартин ответил следующее: «Я здесь, чтобы показать: из бурьяна тоже можно создавать красивые вещи»...

...Светлая зелень яблок на фоне густозеленой листвы, белизна ромашек и гвоздик, ярко-красный флер — таким увидела свадебную цветочную композицию одна из украинских цветочных фирм. Конкурс флористов «Свадебный кортеж» — также составляющая Пятой международной специализированной выставки «Цветы. Флористика. Ландшафтный дизайн» и Шестого фестиваля цветов «Город мечты».

С каждой свежей выставкой, которая ежегодно растет и количественно и качественно, напрашивается несколько оптимистических выводов. Во-первых, все большее количество зарубежных гостей присоединяется к украинскому фестивалю: нынче его посетили главные садоводческие компании Голландии (которые серьезно подумывают о выходе на украинский рынок), Польши, Турции и т. д. Во-вторых — может, в Украине — пока еще не так, как в той же соседней Польше, жители которой любое свободное пространство занимают растительностью. И мы — еще не Голландия, цветок для которой является одним из неформальных символов. Однако украинцы весьма и весьма настроены, перефразируя старый советский хит, свою жизнь для себя превратить в цветы.

Наталья МЕЛЬНИК, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ