Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приют матери Терезы

Как церковь может помогать больным ВИЧ/СПИД
1 ноября, 2006 - 19:20

«День» продолжает серию из четырех статей, посвященных тому, как в Соединенных Штатах отреагировали на кризис, вызванный ВИЧ/СПИДом, на примере опыта города Денвер (штат Колорадо). Цель этой серии — дать читателям «Дня» представление о том, как вирус, с момента обнаружения которого в этом году исполняется четверть века, повлиял на денверскую общину, что она предприняла в ответ, а также продемонстрировать Украине, столкнувшейся с эпидемией ВИЧ/СПИДа на своей территории, возможные модели поведения в этой ситуации. В первой статье обсуждалось воздействие вируса на американское гей-сообщество, которое первым попало под удар ВИЧ/СПИДа в 1980-х годах. В репортаже, предлагаемом вашему вниманию, рассматривается роль христианских церквей и других религиозных организаций в обуздании эпидемии.

ДЕНВЕР, Колорадо. Сестра Шантидан взглянула на газетную фотографию матери Терезы, висящую на стене у входа в хоспис для больных ВИЧ/СПИДом, и улыбнулась.

«Создать этот центр для людей, умирающих от СПИДа, в 1989 году решили епископы, но открыла его мать Тереза», — говорит она о гуманисте и лауреате Нобелевской премии мира, скончавшейся в 1997 году.

«Когда СПИД только появился, люди приходили сюда умирать, — продолжает сестра Шантидан, указывая своей посетительнице путь к узкой лестнице, ведущей на второй этаж. — Но благодаря лекарствам им становится лучше. Поэтому сейчас мы в основном занимаемся тем, что помогаем живущим. Даже те, кто приходит сюда очень больным, со временем чувствуют облегчение. Когда людям некуда деться, когда от них отказываются больницы, когда их отвергают собственные семьи, они идут сюда… Мы возвращаем им чувство человеческого достоинства».

В столице Колорадо Денвере, как в капле воды, отражается работа, проделанная религиозными общинами Соединенных Штатов за последние 25 лет с целью помочь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Группы представителей различных религий ведут работу среди своих прихожан и на международном уровне, кроме того, многие конфессии входят в Региональную межрелигиозную сеть по проблемам СПИДа, известную как RAIN Colorado. Волонтеры этой организации приходят домой к людям, живущим с вирусом, помогают им бороться с эмоциональными проблемами и, кроме того, оказывают дружеское участие и поддержку членам их семей.

В городе также находится Иллифская школа теологии, одно из ведущих религиозных учебных заведений на западе США. Некоторые ее преподаватели активно изучали связи между религией и ВИЧ/СПИДом. В Денверской архиепархии, в которой обучались семинаристы со всего мира, включая Восточную Европу, есть служба, занимающаяся ВИЧ/СПИДом.

ВИЧ-позитивным людям оказывает поддержку и иудейская община, доставляющая горячую еду тем, кто уже не может сам позаботиться о себе, а также откровенно говорящая о проблемах терпимости и борьбы со стигматизацией и дискриминацией.

Безусловно, первоначальная реакция католической церкви и других религиозных организаций на людей, живущих с ВИЧ, была одним из вопросов, вызывавших наиболее ожесточенные дискуссии в США со времени обнаружения вируса в 1981 году. «Реакция христианской церкви была скандальной в том смысле, что она не сумела по-настоящему отреагировать, — говорит Дональд Мессер, почетный президент денверской Иллифской школы теологии и руководитель Центра, занимающегося вопросами деятельности церкви в условиях глобальной пандемии СПИДа (Center for the Church and Global AIDS). — Это не похоже на то, как поступал Иисус, движимый состраданием… Главная причина этого заключается в том, что болезнь сразила в основном белых мужчин-гомосексуалистов, а церковь решительно отвергла проблему гомосексуальности. В Соединенных Штатах господствовала именно такая модель поведения. Нам в церкви особенно нечем гордиться».

Несмотря на критику, активисты борьбы с ВИЧ и аналитики, занимающиеся политическими и социальными проблемами в Денвере признают, что особенно начиная с середины 1990-х годов многие конгрегации и их паства стали играть ведущую роль в предоставлении помощи и услуг людям, живущим с ВИЧ, как у себя дома, так и за границей. На данный момент из всего объема благотворительной работы, касающейся ВИЧ/СПИДа, проводимой как в Америке, так и во всем мире, около четверти выполняется католической церковью и связанными с ней учреждениями, остальное делают представители других религий, говорит доктор Мессер. Большая часть этой работы ведется в сотрудничестве с местными организациями.

Здесь, в приюте, который называется Seton House и в RAIN Colorado, можно оценить результат усилий религиозных организаций и местной общины.

Приют был открыт в 1989-м, спустя два года после того, как Католическая конференция США опубликовала документ под названием «Многоликий СПИД: евангельский ответ», первое официальное заявление, посвященное широкому кругу проблем, сделанное церковью в США в отношении эпидемии ВИЧ/СПИДа. В нем церковь берет на себя обязанность «помогать заботиться и ухаживать за людьми, больными СПИДом, таким образом, чтобы создать для них такие условия, которые бы максимально соответствовали их нуждам».

Приютом, расположенным в монастыре, имеющем столетнюю историю, в деловой части Денвера, занимается орден матери Терезы, известный как Орден милосердия, с самого момента его основания. Под опекой ордена, в который входят более 4000 монахинь, находятся около 720 приютов для бедных и обездоленных по всему миру.

Сегодня тем, кто находится в приюте, предоставляет свои услуги одна из ведущих больниц города Denver General и другие учреждения, занимающиеся социальным обеспечением. Сюда входит бесплатный уход за теми, у кого нет медицинской страховки, регулярные встречи с психологами, помогающими справиться с эмоциональными проблемами, которые вызваны ВИЧ-позитивным статусом пациента, а также образовательные программы, оказывающие содействие в поисках работы тем, кто чувствует себя лучше. Со своей стороны монахини, работающие в приюте, предоставляют этим людям кров, еду и ежедневно ухаживают за ними.

Все участвуют в приготовлении еды и выполнении повседневных обязанностей, говорит сестра Шантидан, проводя посетительницу по этажу, где живут люди с диагнозом ВИЧ. Комнаты тут маленькие, но уютные, обставленные необходимой мебелью: кровать, письменный стол, стул и шкаф для личных вещей — все как в обычном жилом помещении. У пациентов есть собственные ванные, хотя в здании предусмотрены и общие удобства.

42-летний Кенни живет в приюте несколько месяцев. Разведенный отец двоих взрослых детей, Кенни рассказал, что узнал о своем ВИЧ-позитивном статусе в 1987-м, когда сдавал кровь в банк крови.

«До этого я употреблял наркотики уже года три, — говорит он. — Люди из банка крови сказали мне, что у меня СПИД и я умру».

Думая, что у него нет ничего, ради чего стоило бы жить, Кенни стал все сильнее пить и злоупотреблять наркотиками. Это длилось вплоть до 2002 года. Потом врачи сказали ему, что его здоровье находится в критическом состоянии. Он отказался от алкоголя и наркотиков, но только в октябре 2004-го наконец решил пройти курс лечения от ВИЧ, который был ему необходим. Кенни начал посещать врачей и в конечном итоге, не имея ни работы, ни места, куда он мог бы пойти, оказался в приюте.

Сейчас Кенни регулярно навещают врачи и психолог. Он ежедневно принимает пять таблеток от ВИЧ и два антидепрессанта. Кроме того, ему поставили диагноз «гепатит C», который пугающе часто встречается у потребителей инъекционных наркотиков во всем мире, в том числе и в Украине. Многим может показаться, говорит Кенни, что вся его жизнь — абсолютная неразбериха, но на самом деле сейчас он полон надежды.

«Мне некуда было пойти, и сестры приняли меня, — рассказывает он, сидя в общей комнате, где собираются живущие в приюте, в которой есть много книг, энциклопедий и настольных игр. — У меня здесь не было негативного опыта. И система поддержки мне очень нравится».

Организация RAIN Colorado, расположенная недалеко от приюта, на сегодняшний день главная городская межрелигиозная служба, обеспечивающая не только ежедневную помощь в бытовых вопросах, но и духовно укрепляющая людей, которых коснулся ВИЧ/СПИД. В общий перечень услуг входят транспортировка, походы в магазины, помощь по дому, приготовление еды, присмотр за детьми и домашними животными, а также содействие в получении доступа к программам социального обеспечения.

Среди членов правления этой организации есть несколько иудеев, которые являются важным связующим звеном с общиной. Хотя иудеи предоставляют целевую помощь через свои собственные организации, община сотрудничает с RAIN Colorado в таких вопросах, как реализация образовательных программ, посвященных ВИЧ, а также противодействие стигматизации людей, живущих с вирусом. «Стигматизация и пути избавления от нее — одна из наиболее важных проблем, которые перед нами стоят, — говорит Купер. — Их религия дает надежду на исцеление мира от болезней и трагедий. Их вера — одна из причин их активного участия в деятельности организации».

Наталия ФЕДУЩАК, международный стипендиат Фонда семьи Генри Дж. Кайзера, который занимается глобальными вопросами охраны здоровья, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ