О случаях, когда граждане разных стран принимают участие в Антитеррористической операции на стороне Украины, известно немало. Практически в каждом батальоне есть бойцы из России или Беларуси. Но действуют у нас и отдельные группы иностранцев. После того, как в прошлом ноябре им разрешили официально проходить службу в Вооруженных силах, количество желающих помогать только увеличивается.
СПОРТСМЕНЫ ПОДДЕРЖАЛИ УКРАИНУ
«Грузинский национальный легион» появился в Украине еще в первые месяцы войны на Донбассе. Сначала это была отдельная группа, которая проводила операции, сотрудничая с милицией. Теперь же они отправляются на задания как часть 25-го мотопехотного батальона «Киевская Русь».
История возникновения формирования достаточно интересна. Дело в том, что сначала это была спортивная организация, участники которой занимались смешанными единоборствами. Впервые в поддержку Украины они высказались в 2014 году на Кубке мира по этому виду спорта. Тогда как раз разворачивался Майдан, и борцы вышли на соревнования с украинским флагом и заявили, что поддерживают наш народ и его стремление к свободе.
«Тогда мы уже понимали, что может начаться война, — рассказывает командир легиона Мамука Мамулашвили. — И мы начали формировать группу, которая в случае военного вторжения России сможет оказать помощь. В апреле 2014 года мы начали работать в Донецкой и Луганской областях».
«Я ЛЮБЛЮ ВАШУ СТРАНУ И ЕЕ НАРОД»
Для Мамуки это уже вторая война против России. Еще подростком он, вместе с отцом, принимал участие в боевых действиях в Абхазии. Между этими войнами Мамука видит много общего. «По политическому направлению и идеологии эта война полностью похожа на нашу, — делится командир. — Это — традиционные российские сценарии якобы «сепаратизма», которые уже воплощались в Абхазии и Цхинвали, так называемой Южной Осетии. Мы уже прошли через это и прекрасно понимаем механизм. Большинство бойцов нашего легиона принимали участие в обеих войнах с Россией. Точно так же, как и здесь, мы напрямую сталкивались с оккупационной армией».
Дома у Мамуки Мамулашвили осталась большая семья, но о том, что пошел защищать чужую страну, боец никогда не жалел. Он объясняет: «Главная мотивация моего участия в конфликте — это то, что я люблю Украину и люблю этот народ. Украинцы — фактически единственная нация, поддержавшая Грузию в 1990-х годах в войне против России. Вы всегда оказывали нам поддержку, потому не удивительно, что сейчас наш батальон здесь».
ИЗ ИНСТРУКТОРОВ — В БОЙЦЫ
Браян Кристофер Боэнджер является одним из десяти американцев, которые входят в состав «Грузинского легиона». Они — первые граждане США, которые приняли участие в этом конфликте. Сам Браян — кадровый военный. Он принимал участие в операции в Ираке в 2006—2007 годах.
«В Украине я впервые побывал в прошлом году, — рассказывает Браян. — Жил здесь пять месяцев и учил украинские подразделения снайперскому делу. Я хорошо знаком с вашей страной и ждал, когда сам смогу принять участие в боевых действиях. Для меня это важно, поскольку Украина — один из партнеров Соединенных Штатов. Я принимал участие в миротворческих операциях в Ираке и Афганистане. Думаю, сейчас такая поддержка Украины — это продолжение нашей борьбы с терроризмом».
У Браяна нет жены и детей, и родители его выбор — быть в первую очередь профессиональным бойцом — приняли и одобрили. «Моя семья относится к моему выбору положительно и с пониманием, — признается военный. — Что касается жителей США, то американцам мало известно, что происходит в Украине. Поэтому одна из наших целей — донести до обычных американцев, что в вашей стране существует такая проблема. Тогда, возможно, найдется больше людей, которые захотят сюда приехать и помочь. Граждане Соединенных Штатов должны быть проинформированы, ведь сегодняшний конфликт в Украине подрывает основы глобальной безопасности».
Среди бойцов легиона есть представители и других государств, в частности, европейских. Но не все они хотят рассказывать о своей принадлежности к формированию. В некоторых странах — например, во Франции, власть довольно негативно относится к таким шагам, потому бойцы часто скрывают свое гражданство. Грузинское правительство тоже не слишком положительно оценило участие своих граждан в украинском конфликте, даже хотело ввести запрет на такие действия. Но Мамука надеется, что по возвращении на родину их ожидает понимание и принятие.