Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Проект... затопления памятника архитектуры»

Вместо возобновления усадьбы Мурашко чиновники проникаются тем, как выжить из нее активиста
14 февраля, 2018 - 10:33
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Почему киевская власть так легкомысленна относительно сохранения усадьбы Мурашко и не проводит запланированную реставрацию — выяснить это попробовал парламентский комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. На днях он провел специальное заседание своего подкомитета во главе с народным депутатом Игорем Луценко. За ходом встречи можно было наблюдать в режиме онлайн. Основной вывод — попытка расставить все по местам, вызвав «на ковер» причастных к проблеме, не удалась.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО?

Представители департамента культуры Киевской городской государственной администрации в который раз пожимали плечами, что продолжать реставрацию памятника архитектуры на улице Малой Житомирской, 12—14 мешает... Александр Глухов. Вместе с дочкой он проживает в одном из четырех домов, которые еще в 2012 году вернули в коммунальную собственность. Остальные помещения давно отселены и находятся в полуаварийном состоянии. Почти на протяжении десяти лет активист вместе с юристами отстаивал сохранение памятника архитектуры и возвращения его городу. В конце 2015 года глава департамента культуры Диана Поп объявила о начале реставрационных работ в имении художника. И только теперь выяснилось, что реализовать проект реставрации невозможно, пока в доме проживает Александр Глухов.

«Еще в 2012 году здание, где проживает господин Глухов, было отключено от коммуникаций, — рассказывала участникам заседания представительница департамента культуры. — Чтобы выполнить строительные работы, нужно поставить башенный кран. Мы же хотим принять взвешенное решение и для человека, и для дома. Потому что, прежде всего, должна идти речь о сохранении человеческой жизни. Пока в доме находится человек, я выполнять какие-то работы не позволю. Это опасно. Кроме того, государственные строительные нормы запрещают осуществлять строительные работы, пока в доме проживают люди».

«ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОБ ОТСЕЛЕНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ»

Почему-то эти факторы не имели значения, когда готовился проект реставрации, на что из городского бюджета потратили около 600 тысяч гривен. К тому же, противоаварийные работы должны были длиться 26 месяцев. Именно сейчас время отчитываться о сделанном. Но, по словам чиновников, Александр Глухов не воспользовался возможностью переехать в другое помещение — а такие предложения он якобы получал от городского департамента строительства.

Это откровенная манипуляция фактами. Разговоры относительно отселения начались только в декабре 2017 года, но  без какой-либо конкретики. Александр Глухов не против переезда, поскольку его дом буквально рассыпается на глазах. В подвале стоит вода из-за плохой канализации, а крыша протекает. Просьбы изменить условия проекта и в первую очередь перекрыть крышу и заменить стоковые трубы в КГГА проигнорировали, о чем раньше рассказывал «День». Такая ситуация ставит под угрозу и жизнь семьи Глуховых, и сам дом. По прогнозам активиста, достопримечательность вряд ли дождется лета.

Но в департаменте культуры оправдываются тем, что вопрос отселения семьи активиста будет рассматриваться вскоре на специальном заседании при участии заместителя главы КГГА Алексея Резникова.  А вот будут ли спасать сам памятник архитектуры в ближайшее время — непонятно. По мнению эксперта в отрасли градостроения, действительного члена Украинской академии архитектуры Виктора Глебы, отселять семью Глухова вообще нет потребности, в частности, чтобы заменить кровельный материал на крыше. К тому же, другие три дома давно пустуют — почему бы не заняться ими?

«Предложений об отселении не было и быть не может, — продолжает архитектор. — Мы можем дать официальные заключения, что противоаварийные работы не соответствуют никаким нормам. 600 тысяч гривен ушло на проект консервирования, но это проектирование затопления памятника архитектуры. В департаменте культуры подписывали акты принятия работ, но что сделано? Ничего. А история с башенным краном — это вообще бессмыслица. Департамент сначала взял на себя ответственность за реставрацию, а теперь от нее отказывается, потому что здесь живет господин Глухов».

НАРДЕП ВИДИТ ПРИЗНАКИ РЕЙДЕРСТВА

Участники заседания напомнили чиновникам, что сохранение памятника архитектуры является прямой обязанностью городской власти. Юрист Александр Дядюк, который защищал усадьбу Мурашко в судах, рассказал депутатам, что до сих пор не все четыре дома внесены в государственный реестр объектов коммунальной собственности. А два дома почему-то еще и находятся в реестре частной собственности.

«Если бы Глухова выселили еще несколько лет назад, домов уже давно не было бы. В настоящее время киевская власть проводит титаническую работу вокруг того, как выжить активиста, вместо того, чтобы подать документы на внесение всех домов в реестр коммунального имущества и выяснить, как два сооружения оказались в реестре частной собственности», — отметил адвокат и попросил депутатов подготовить соответствующие запросы в компетентные в этом вопросе органы власти.

Игорь Луценко пообещал направить такие обращения. Народный депутат считает эти факты признаками рейдерства коммунального имущества, ведь имея в бюджете Киева 2017 года свыше пяти миллионов гривен на реставрацию, потратили только около 300 тысяч гривен. Также нардеп берется подготовить законодательные изменения, чтобы чиновники больше заботились о коммунальном имуществе. Ведь ситуация с домом Мурашко свидетельствует о противоположном. Город не заинтересован в сохранении усадьбы ни на йоту.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ